О БАБЕ ЯГЕ.
Как известно, все сюжеты Русских народных сказок были записаны в Заонежье, Пудоже и Архангельской области.
Няня Пушкина Арина Родионовна Родом с острова Леликова.
Стоит этот остров в 6 километрах от Кижей.
И если Кижи -это остров для игрищ.Там собиралось на праздники языческие все Заонежье .
Леликов -это остров Избранных. Там жили целители, сказители и Волхвы Северные .Много интересных сюжетов было записано фольклористами от сказителей с Леликово.
Жила в деревне Леликово замечательная сказочница Екатерина Алексеевна Васильева.
От нее в1939 г.был записан вариант сказки о Бабе Яге,отмеченный чертами особой архаичности .Вот аннотации сказки:"Падчерица отправлена в лес .
Баба Яга предлагает ей поиграть в жмурки .Девушку подменяет мышка :звенит колокольчиком ,убегает от Яги,получает мешок золота .Родная дочь недоброжелательно
относиться к мышке ,и от нее остаются одни косточки ".Как видим ,Баба Яга не всегда является воплощением зла -она может быть справедливой и щедрой.
Образ Бабы Яги восходит к глубочайшим архетипам .Ему присуща амбивалентность —по словам А,А Потебни, с Ягой связаны "рождение и смерть--проявление одной и той же силы.
Она участвовала в обрядах инициации ,характерных для родового строя .Юноша условно претерпевает смерть —а потом происходит его ритуальное воскрешение.
В.Я.Пропп писал об этом так :"мальчик во время обряда умирал и затем вновь воскресал новым человеком" Схожую мысль мы находим у А,А,Потебни :возвращение
девиц от Яги есть их вторичное рождение"
Для инициации в глухом лесу строилась специальная избушка .Ей придавались зооморфные черты-от них в сказке сохранились только" курьи ножки ";
вход в избушку символизировал пасть ,которая поглощала человека .Но он должен выйти из гибельного чрева живым !Избушка стоит на пограничной черте :
по одну сторону -наш привычный мир ,по другую сторону —тридевятое царство .Оно транцендентно .Попасть туда можно только через избушку .
Однако она повернута к герою тыльной стороной —это непроницаемая стена ,дверь находится по ту сторону--открыта в потустороннее.
Поэтому заклятьем герой заставляет избушку повернуться .Здесь описывается инверсия ,необходимая для того ,чтобы из мира жизни проникнуть в антимир смерти.
На языке сказки раскрываются философские представления ,находящие неожиданную параллель в современной науке.
Одноногость Бабы Яги указываеи на ее генетическую связь со змеей.Постепенно Баба Яга как бы вочеловечивается.--ее змеинные признаки сохраняются рудиментарно.
Это мы и видим в сказочном образе ,поражающем своей фантастичностью.Баба Яга уводит нас к хнотическим -темным ,почвенным слоям коллективного безсознательного .
Баба Яга тождественна Морене,Масленице ,Деметре,Валькирии.