У " Черного квадрата " К. Малевича глубокий генезис .
Он воплощает тот же Архетип ,который предполагалось заложить в основу Петербурга —-Ж.Б. Леблону план города виделся как овал ,разбитый на квадраты системой каналов .
Торжество регулярности !
Если Петербург —поэма ,то его строфика -четкость кварталов .
Шут Балакирев говорил Петру :
С одной стороны -море ,
С другой -горе С третьей мох,
С четвертой ох.
Симметрия квадрата проступает в этих строках.
Но как в " Черном квадрате " Малевича чувствуются незримые турбулентности ,так и в квадратах Петербурга —будь то кварталы или дворы -колодцы —ощущаются некие крутни.
Смотрите среди линейной застройки вдруг выявились и захватили наши души —-омутные воронки .
Не это ли гештальт Петербурга ?
В рамках рационального квадрата иррациональное завихрение:оно пробурливает асфальт и ввинчивается в хнотические слои,давая выход оттуда темным эманациям.
На регулярное накладывается иррегулярное .
Рациональное пересекается иррациональным .