Гатчина несет в себе память колоссальных психологических напряжений.
Ауры двух ее владельцев -антагонистов наложились друг на друга -- и наше наитье может почувствовать их сложную интерпретацию.
Обустраивать Гатчину начал Григорий Орлов .
В 1766 году он писал Жан Жаку Руссо , что " сии места располагают к мечтательности ". Стараниями зодчих и садовников эта медиативность ландшафта была многократно усилена.
Здесь легко забыться и утешиться .
Простить — и раствориться в природе .
НО УДАЛОСЬ ЛИ ЭТО СДЕЛАТЬ ПАВЛУ ПЕРВОМУ ?
А 1783 году Екатерина Великая , давно наложившая опалу на своего фаворита , объявляет Гатчину владением сына .
Непростой подарок .
Вместе с дворцом и парком Павел Петрович получает постоянный повод вспоминать страшное , ужасающее .
У Павла Петровича были все основания ненавидеть Григория Орлова .
Вспомним события 1752 года:
---в апреле у будущей императрицы от связи с Григорием Орловым рождается сын Алексей ; Павел еще ребенок , но он понимает пикантность ситуации .
---он не может не ревновать . ---в результате заговора погибает Петр Третий ,отец Павла ; от мальчика невозможно скрыть слухи ,что один из инициаторов убийства Григорий Орлов ;
---Екатерина Вторая восходит на престол — и Григорий Орлов становится ее правой рукой ;он предельно приближен к императрице на всех уровнях —от спальни до тронного зала.
Павлу Первому всего восемь лет .
Если посмотреть на ситуацию глазами З. Фрейда , то это самый расцвет Эдипова комплекса ; мальчик тянется к матери , но эту тягу грубо возмущают внешние силы .
Закладывается основа для конфронтации матери и сына .
Порой она ослабевала.
Как никак " Храм Дружбы " в Павловске цесаревич посвятил матери.
Но гармония ротонды не помогла ; острые углы ей не удалось сгладить.
Когда Павел Первый организовал пышное перезахоронение Петра Третьего , это была сатисфакция за детскую обиду : император пытался преодолеть комплексы ,заложенные в раннем возрасте.
2. У Гатчины есть своя локальная мифология .
И вот предание , как бы проявляющее и закрепляющее в образах противостояние двух владельцев Гатчины —Григория Орлова и Павла Первого .
Два эти памятника находятся в одном острове —колонна Орла и павильон Орла.
Н. .Лансере пишет :" Павильон построен будто бы на том месте , откуда ,Павел Первый собственноручно убил орла , орел же сидит там , где сейчас стоит мраморная колонна с бронзовым орлом ".
Это легенда .
Колонна возведена в 1770 году при Григории Орлове .
Павильон же построен в 1792 году при Павле Первом .
Однако нет ли здесь подсознательной контроверзы!?
Григорий Орлов поставил эту колонну во славу своего рода . У Павла Петровича ,человека высокой культуры не могла подняться рука на творение А.Ринальди .
Не для того ли он поручил В .Бренна построить павильон с альтернативным орлом ,чтобы уравновесить ситуацию не только психологически, но и зрительно .
Орел спутник Зевса .Павел претендует на богоподобие —-ему к лицу олимпийское величие.
И вот в парке возникает знак превосходства над противником.
Орел бьет орла .
Но сегодня мы видим не антитезу, а скорее рифму , созвучье : время примиряет врагов —- и нивелирует противоречия.
3. Душа Павла Первого была глубоко уязвлена и ранена в детстве.
Не отсюда ли некоторое двоение его характера ?
Вот мы видим человека воинственного,наступательного .
Его ниша -это воинский плац.
А теперь тот же человек предстает перед нами как романтическая личность , желающая скрыться от мира сего —-найти надежное убежище .
Гатчина моделирует эту расщепленность павловой души .
Здесь он муштровал своих солдат и здесь чаял найти полноту покоя .
Где искать уединение ?
Ну ,конечно же , на острове !
Относительно Павла Первого можно и должно говорить об островном комплексе в его бессознательном .
Или о реализации островного архетипа в его судьбе.
Разве Михайловский замок , окруженный рвами с водой ,не имитирует остров ?
Излучины Славянки в Павловске создают ощущение ,что мы находимся не на материке ,а именно на острове .---и ничто суетное не достигает нас.
Наконец остров Мальта : быть может , он стал бы последним прибежищем русского императора при другом повороте его судьбы .
Павел хотел защищенности .
Острова и островки Гатчины : здесь ему казалось ,что он в безопасности —-здесь перманентный страх оставлял его.
И душа улетала далеко-далеко к Островам Блаженных--в сказочные измерения .
Все в Гатчине настраивало на подобное трансцендирование .
Это романтический парк .
И вот его главная миссия : создать ощущение ,что здесь можно перейти заветную черту —и оказаться в Иномире , где тебя не достанут враги .
4. .Диалектика павловой души отражена в планировке парка .
Волевые перспективы тут сочетаются с запутанными лабиринтами .
Что прекраснее сквозных прозоров Гатчины ?
Подходишь к Адмиралтейским вратам — и перед тобой гармоническая даль. Она затягивает взгляд-— и как бы ускоряет его .
И там , на пределе, наша Душа воспаряет.
Магия аспектов —-волшебство ракурсов —-игра точек зрения :вот богатство гатчинского парка . Встаньте на мыс Водного лабиринта —и вам покажется : Терраса на другом берегу является стилобатом Дворца .
Но ведь их разделяет Серебряное озеро ?
Две совершенно разные постройки образуют одно совершенное целое благодаря мастерской работе с пространством.
А теперь заглянем в Сильвийские ворота .
Это трехлучие разбегающихся аллей ! Оно разбивает напряжение и рассредоточивает взор .
И тем не менее он охватывает все три перспективы .
Кстати сказать , парковые ворота в Гатчине —часто аналоги рам: они как бы оконтуривают пейзаж. Табличка на Сильвийскими воротами кажется подписью к картине :
МИР ИСКУССТВА : ЭТО ТОЖЕ КОВЧЕГ— ТОЖЕ ЗАЩИТА .
Заметим,что Остров Любви в Гатчине —-прямая аллюзия картины А. Ватто " Паломничество на остров Киферу "(1717).
Романтические парки часто подражают не самой природе ,а ее образу в живописи —-и гатчинский парк тому еще одно свидетельство.
Картины здесь обрели третье измерение .
И потому иллюзия бегства в другое измерение стала еще более достоверной .
5 .В конце 18 века не было психотерапии.
Но Павлу Первому заменяли ее Павловск ,и Гатчина .
Вот из окна Гатчинского дворца он смотрит на Собственно садик —-и видит чудесную композицию : в центре статуя Флоры —а вокруг идут кольцом гермы.
Глубочайшие архетипы реализуются здесь.
Разве перед нами не образ круговорота ?
Идея мирового циклизма лежит в основе мистерий.
Сейчас на память приходит Элевсин.
Персефона умерла ?
Персефона воскресает!
Флора созвучна Персефоне . Жизнь растений символично указует на воскрешенье . Круг бытия воскрешает нас жизни.
Вот его метафора —-Собственный садик .
Здесь можно найти философическое утешение .
Но если тревога не отпускает душу ,нужно уйти в лабиринт —-от отсекает суетное ,преходящее .
И по таинственным переходам выводит нас в Элизиум.
Лабиринт —путь в Иномир .
И вместе с тем препона для врагов : пропуская избранных ,он безнадежно запутывает других .
Вот где лучше всего прятаться от преследования —-мнимого или настоящего.
Идея лабиринта разнообразно варьируется в Гатчинском парке.
Особенно впечатляет Водный лабиринт .
Не призван ли он вызывать ассоциации с петлистым путем Одиссея?
Тот лавировал между островами —архипелаг походил на лабиринт .
В Гатчинском парке высвечивается душа императора .
Это парк автопортрет . Скрытое обнаруживается в нем с поразительной психологической точностью.
6. А скрывать, скрываться необходимо . Павла не оставляет чувство опасности .
Хотя портал "Маска " и Березовый домик были задуманы Марией Федоровной как бурлескная шутка ,но и они могут прозвучать неожиданно в трагических обертонах ,дополняя портрет императора .
Его внешняя воинственность —-так сказать казарменный дух : быть может это всего лишь флер ? Подобие маскировки ?
Это снаружи плац, барабаны .
А в глубине хрупкая субстанция души , похожая на розовую бересту : ничего не стоит больно царапнуть,уколоть .
Изумительный ансамбль тоже указывает на противоречие павловой души , заставляя нас глубже задуматься о диалектике внешнего и внутреннего .
Гатчинский парк может быть прочитан как исповедь Павла Первого .
Найдя ключ к такому прочтению ,мы поймем ,что Павел Первый был поэтом и философом.
Лиризм в его творениях сочетается с драматизмом .
Это трогает -это впечатляет - это захватывает .
МАРИНА ШЕПЕЛЕНКО.