Петербург -это город-выдох .Петр выложился в нем цельно и разом.
Петербург создавался вдохновенно . И это было поэтическое вдохновенье .
Какова его природа?
Нетварная энергия Бога здесь трансформирует в творческий порыв .
Поэт входит в синергию с Богом. Петру это удавалось.
Отсюда ощущение божественности Петербурга .
Высоко он вознесся !
Но что мы видим с надмирных высот?
Инфернальная бездна разверстывается над Петербургом.
Угроза обрыва ощущается здесь перманентно.
Не будем отождествлять эпилепсию с одержанием .
Но болезнь Петра вносила возмущения в его рационалистические замыслы .
И ангельское и бесовское : соединились в Петербурге.
Главным тропом в поэтике города является оксюморон.
ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ И ПЕТЕРБУРГ .
У " Черного квадрата " К. Малевича глубокий генезис .
Он воплощает тот же Архетип ,который предполагалось заложить в основу Петербурга —-Ж.Б. Леблону план города виделся как овал ,разбитый на квадраты системой каналов .
Торжество регулярности !
Если Петербург —поэма ,то его строфика -четкость кварталов .
Шут Балакирев говорил Петру :
С одной стороны -море ,
С другой -горе С третьей мох,
С четвертой ох.
Симметрия квадрата проступает в этих строках.
Но как в " Черном квадрате " Малевича чувствуются незримые турбулентности ,так и в квадратах Петербурга —будь то кварталы или дворы -колодцы —ощущаются некие крутни.
Смотрите среди линейной застройки вдруг выявились и захватили наши души —-омутные воронки . Не это ли гештальт Петербурга ?
В рамках рационального квадрата иррациональное завихрение:оно пробурливает асфальт и ввинчивается в хнотические слои,давая выход оттуда темным эманациям.
На регулярное накладывается иррегулярное . Рациональное пересекается иррациональным
3.Стройность для Пушкина эстетическая категория .
Он применяет ее и по отношению к архитектуре Петербурга , и организации войска ,и к собственной поэтике :
Как весело стихи свои вести
Под цифрами ,в порядке ,строй ,за строем ...
Но поэту свойственна и антитеза нестройности :
Я забывался бы в бреду Нестройных,чудных грез.
В Петербурге много стройности .
Порой в ней чудится что-то директивное: петербургский текст читается как приказ--строгий и непреложный . Проспекты ,будто указки,шпили —-словно жезлы . Нам велят утверждать порядок . Но почему мы норовим ослушаться?
Как ни выпрямляй речку Кривушу ,а она не дается , противится .
Петербург посвящен Аполлону .
Но Дионис успешно конкурирует с ним .
Всмотритесь в решетку Казанского собора —А. Воронихин в ней выразил двойственность петербургского Олимпа : аполлоническое Солнце здесь окружено здесь дионисийской растительностью —-она витальна, порывна .
Симметрии покоя,она предпочитает асимметрию роста .
А неподалеку здесь находится рещетка А. Парланда —дионисийский импульс утвердился в ней окончательно..
Ratio Петербурга поколеблено еще раз. И ведь как сильно . Вакханалия линий модерна —на фоне классической геометрии ; такие контрастные сочетания характерны для поэтики Петербурга