Контакты

Сфинкс Петербурга

Телефон

+7 965 779-27-94

Эл. почта sfinkspeterburga2@yandex.ru

ИЕРОФАНТ ПЕТЕРБУРГА, СКУЛЬПТОР ВЛАДИМИР ЭМИЛЬЕВИЧ ГОРЕВОЙ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сложно, наверное, провести четкую грань между реализмом и символизмом в искусстве. Творчество же современного скульптора Владимира " Эмильевича Горевого и вовсе стирает эту грань. Его монументальная скульптура преисполнена глубокого символизма и психологизма.

Именно благодаря творчеству Владимира Эмильевича Горевого в архитектурном пространстве Петербурга опять мощно проявлены многие ключевые Архетипы мировой культуры. 
Архетипы не создаются. Архетипы припоминаются. Горевой Ведает, что Творит. Его произведения - это трансляторы Знания. 
Это скульптор метафизический. Он слышит тишину Вечности. Он гениально  воплощает идею в материю.

Это и Данила-Мастер, и Пигмалион. Его образы из бронзы и камня становятся живыми.

 

Афина Паллада. Архетип Победы Космоса над Хаосом.

(Мифология Петербурга)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Именно благодаря Афине Палладе в архитектурном пространстве Петербурга теперь опять мощно проявлен Архетип победы Космоса над Хаосом. Афина Паллада, как и раньше, величественно восседает на куполе Академии Художеств на Университетской набережной. А на шлеме у нее символ божественного разума - Сфинкс.

 С появлением этой скульптуры в 2003 году в сакральное пространство Университетской набережной был возвращен ее изначальный замысел, заложенный еще Кокориновым и Деламотом. Афина. Это город Афины. Это Академия Платона. Это город Платона. Идея возрождения Афины Паллады принадлежит Владимиру Эмильевичу  Горевому.

Петр Первый любил и читал Платона. Какая главная идея строительства Петербурга, идеального города, града небесного на Земле? Поднять человека к абсолютной красоте! Петербург - это не просто город. Петербург - это произведение искусства. Петербург -это мощнейший рычаг духоподъемной силы. Академия Художеств. Академия Платона. Мир Идей. Мир Эйдоса. Художники должны следовать высшим образцам, высшим идеалам. Художники должны соприкасаться с миром идей. Здесь задается программа, античного образования и воспитания. Следование первообразу, следование парадигме, следование Эйдосу. Академия всегда этой цели служила. И служит она этой цели и поныне. Все архитектурное пространство подчинено главной цели - вождение к Свету.

Я воспринимаю Академию Художеств как Храм Солнца. Здесь явственно проявлено солярное начало. Вся архитектоника космологична. Это мандала. Здесь главное - это сферичность мира. Здесь нет еще никаких эллипсов. Это сферичный круг. А главное, что все это работает на свет. Это рефлектор, который удерживает свет. Поэтому Афина на куполе Академии Художеств - это очень значимо. Это символ эпохи Возрождения.
Для меня Университетская набережная - это погружение в пространство Мифа, в пространство Архетипа. Афина Паллада и  самый юный Сфинкс Петербурга - это живые Магические Символы.  Афина и Владимир Горевой. Это миф о Пигмалионе и Галатее. 

АФИНЕ ПАЛЛАДЕ И ПЕТРУ ПЕРВОМУ ОТ "СФИНКСА ПЕТЕРБУРГА". 

Где вид привычный, избы и овины?!

Чухонские причалы снесены. 

И мнится мне - приблизились Афины, 

Внушая зодчим сказочные сны.

Кокоринову мы, Деламоту 

Сегодня Благодарность воздаем. 

Дивуясь их совместному полету, 

Чей апогей досель не достижим. 

Что в небе означается бездонном!? 

Не Вега ли!? Доверившись мечте, 

По лестнице, построенной Платоном, 

Восходим к абсолютной красоте!!! 

Как не бывало прежней доли сирой, 

Поднявшись выше Млечного Пути, 

Предвечное на город спроецируй  

И зримо горний образ воплоти. 

Мы верх возьмем и хаос переспорим. 

Ужели гравитации пригнет сошел на нет!? 

По лестнице, построенной Платоном,

Восходим к абсолютой высоте!

Какова главная идея устроения Петербурга? Град Небесный. Его проекцию сюда, на Землю.

Когда глядишь на скульптуру Афины Паллады на куполе Академии Художеств, сразу возникают ассоциации со знаменитой статуей древнегреческого ваятеля Фидия, Афина Парфенонская.

Богиня Афина скульптора Фидия стояла во весь рост, грудь ее покрывала эгида, а туника ниспадала до пят. Афина держала в одной руке копье, а в другой — статую богини победы Ники.

На шлеме у нее был Сфинкс — эмблема божественного разума. По бокам сфинкса были изображены два

грифона. Над забралом статуи Афины работы Фидия — восемь коней, несущихся во весь опор, — символ быстроты мысли.

Афина Паллада Горевого восседает на троне. В руке у нее не копье, а лавровый венок. Рядом с ней сова  и три ангела: архитектура, живопись и скульптура. В чертах ее лица мы видим точное портретное сходство с Государыней Императрицей Елизаветой Петровной. 

Как будто Афина-Елизавета, поднявшись к абсолютной высоте, говорит нам: "Здесь во всем должен быть порядок!!!"

Свой журнал "Сфинкс Петербурга" я отождествляю с самым юным Сфинксом Петербурга на шлеме у Афины Паллады. Фараоном Тутанхамоном. В архитектурном пространстве Петербурга появился еще один треугольник. Два Древних Сфинкса на Университетской набережной и Сфинкс на шлеме у Афины -Елизаветы. Это и еще одна пирамида, на вершине которой Сфинкс. Аменхотеп-Эхнатон-Тутанхамон. Это моя любимая династия фараонов Египта.
Фараон Аменхотеп Третий был отцом фараона Эхнатона. Фараон Эхнатон прославил свое имя в веках тем, что совершил в Египте религиозный переворот. Он отменил многобожие. И все стали поклоняться солнечному диску. Богу Ра. А его женой была самая загадочная и прекрасная женщина древнего мира, царица Нефертити. А его сын - фараон Тутанхамон. Только он мог одержать победу над Сетом, воплощенным злом.

Петербург - это перекресток культур. Это место, где единым узлом завязаны все ключевые  Архетипы Мировой Культуры.

 

 

 

ПАВЕЛ ПЕРВЫЙ. ИЕРОФАНТ. ВЕРХОВНЫЙ ЖРЕЦ

История России в скульптуре Владимира Горевого.

 

 

 

 

 

 

 

 

"ПАВЕЛ, БЕДНЫЙ ПАВЕЛ".
Однажды вечером Павел в сопровождении своего друга князя Куракина шел по улицам Петербурга. Вдруг впереди показался человек, завернутый в широкий плащ. Казалось, он поджидал путников и, когда те приблизились, пошел рядом с ними. Павел вздрогнул и обратился к Куракину: «С нами кто-то идет рядом». Однако тот никого не видел и пытался убедить в этом великого князя. Вдруг призрак заговорил: «Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие». Затем призрак пошел впереди путников, как бы ведя их за собой. Подойдя к середине площади, он указал место будущему памятнику. «Прощай, Павел, - проговорил призрак, - ты снова увидишь меня здесь». И когда, уходя, он приподнял шляпу, Павел с ужасом разглядел лицо Петра. 

Об этой встрече Павел рассказал своей матушке, Государыне Императрице Екатерине Второй. И она решила изваять на месте встречи Петра Первого и Павла Первого памятник. Для работы был приглашен французский скульптор Фальконет. Так и появился на Сенатской площади Медный Всадник. Один из самых загадочных памятников Петербурга. Ведь Архетип Змееборчества - это самый сложный из всех Архетипов. Топчет ли конь Петра змея или опирается на него ? Всякий раз, когда я прихожу к Медному Всаднику, Змей ведет себя по-разному. Медный всадник - это любимая скульптура Владимира Горевого.
Эта легенда стала почти официальной. И на самом деле личность Павла Первого преисполнена и лиризма, и трагизма, и мистицизма. 

Скульптура Павла Первого работы Горевого во дворе Михайловского замка - это первый памятник Павлу в Петербурге.
Михайловский замок. Наверное, это самое  мистическое место Петербурга и его окрестностей. Головой Великого Магистра назвал Михайловский замок писатель Пелевин.
Павел родился 18 сентября (1 октября) 1754 года в Петербурге, в Летнем дворце Елизаветы Петровны. Впоследствии этот замок был разрушен, а на его месте построен Михайловский дворец, в котором Павел был убит 10 (23) марта 1801 года. 
Почему Павел так торопился строить замок? Почему он построил его на месте дворца, где он родился?
Возможно, Павел строил себе не замок, а Пирамиду. Свой Вечный дом. Место для перехода.
    Мой интерес к очень сложной, таинственной и многогранной личности Павла Первого начался именно тогда, когда я первый раз вошла в восьмигранный двор Михайловского замка и увидела Павла Петровича, восседающего на своем троне. Трон этот и поныне можно увидеть в Эрмитаже.
Это не трон Императора. Это трон Верховного Жреца. Иерофанта. Три короны - это символ того, что на троне сидит Властитель Трех Миров: Прави, Яви и Нави. Опирается трон не на простые ножки, а на двух грифонов. Грифоны - это симбиоз орла и льва. Это Стражи Гипербореи. Посредники между Верхним и Нижним Миром, между ночью и днем, между добром и злом. А еще они пожирают всех, кто незаконно пытается овладеть Тайнами Природы и Космоса.

На троне три Мальтийских Креста. Ведь Павел Первый был Великим Магистром Мальтийского ордена. И есть мнение, что он почитался выше Папы Римского.
Скульптура Павла Первого работы Горевого во дворе Михайловского замка - это Пятый Аркан Таро (Иерофант) в 8-гранном дворе, который соответствует восьмому Аркану - Равновесие (по Таро Тота).Главное значение Аркана Равновесие -Справедливость. Это ключ к познанию многогранной личности Павла Первого. И ключ к пониманию того, какой же сакральный смысл заложен Павлом в архитектуре Михайловского замка. Ведь, как известно, даже архитекторы, скульпторы и живописцы не были посвящены Павлом в главную Тайну Михайловского замка. И не понимали значения символов, заложенных в его архитектуре.

И почему он назван Михайловским?
Ведь именно Архангел Михаил, сражаясь с Люцифером, выбил из его короны изумруд, который волею судеб оказался в перстне царя Соломона. И именно с помощью этого кольца Соломон и мог управлять демонами. Быть может, Михайловский замок - это еще печать Соломона?
Скульптура Горевого Павла Первого - это еще и ключ к пониманию Герба Императоров Российских, сделанного по эскизам Петра Первого, который мы можем увидеть над Петровскими  вратами, ведущими в Петропавловскую крепость. От Георгия Победоносца к Медному Всаднику.
Стражами ворот являются не Петр и Павел, а  Афина Паллада. И это имеет очень глубокую смысловую нагрузку.
Такой же герб, но уже с Мальтийским крестом, мы видим и на стене, поднимаясь по парадной лестнице в Михайловский замок.
Павел Первый. Это был Справедливый Правитель. Гениальный военачальник. Он был оклеветан и своей семьей, и ближайшими соратниками, и историками.

Владимир Горевой посадил Павла Первого на его Мальтийский трон, в замке его мечты во времени и вечности. Это благороднейший акт исторической реабилитации Павла Первого.

Уверена, что любой думающий человек, рассматривая скульптуру Павла Первого, захочет узнать как можно больше  об этом удивительном Человеке. 

Многое открывается через скульптуру Павла Первого и в замке. Не все Александр изломал в замке своего отца. Остались фрески на потолке одного из залов, барельефы. И многое другое.

Все туристы, побывавшие со мной на экскурсии "Архетипы Петербурга ", отмечают, что памятник живой, и с ним можно разговаривать.

Горевой очень тонко передал нам особенности личности Павла через детали, которые на первый взгляд не кажутся нам важными. 
Например, скипетр Павел держит не прямо перед собой. Его рука со скипетром чуть наклонена вниз. Наверное, через эту деталь Горевой хотел передать нам, что не был Павел никаким деспотом, а скорее был человеком очень добрым и мягким. 
И не хватило ему жесткости, чтобы удержать свой трон. 
Был он слишком великодушен, доверчив и честен. 
Два светильника рядом с Павлом подчеркивают, что это был человек, несущий свет. 
Памятник Павлу Первому - это не просто парадная скульптура. Это творение, преисполненное символизма и глубокого смысла.

Это Пятый Аркан Таро. Иерофант.  Верховный Жрец. Главное значение Аркана Иерофант - Мудрец.

 

 

 

 

 

 

 

ВЕДИЧЕСКИЙ КРУГ  ВЕЛИКИХ ГЕОМЕТРОВ ПЕТЕРБУРГА

Круг - это Космос. Все, что за кругом - Хаос.

По эпосу" Калевала", Утка-демиург снесла мировое яицо из которого образовалась Вселенная.

Из яйца, из нижней части, Вышла мать-земля сырая;

Из яйца, из верхней части, Встал высокий свод небесный,

Из желтка, из верхней части, Солнце светлое явилось;

Из белка, из верхней части, Ясный месяц появился;

Из яйца, из пёстрой части, Звезды сделались на небе;

Из яйца, из темной части, Тучи в воздухе явились...»

Петербург, как известно, стоит на древних капищах финнов и карел. В древности эти места назывались Ингерманландией. Ингерманландия - это Земля Ингигерды. В космогонии  финнов и карел Круг занимает главенствующую роль. Все самые важные ритуалы Правители Воды, рунопевцы Калевалы, совершали в Ведическом Круге. Ведать - это значит Знать. Быть посвященным в Тайные Знания о Природе и Космосе. 

Великих Геометров Петербурга, чьи  волшебные  творенья сделали наш город блистательным, феерическим, фантастическим и мистическим, Владимир Горевой поставил в Ведический Круг в скверике на Манежной площади. А в центре Круга - Фонтан. Это просто гениальное творческое решение. Петербург - это город-Универсум. Он состоит из камня и воды. Это город Солнца, но и город Луны. 

В Ведическом круге на Манежной площади стоят: граф Бартоломео Франческо Растрелли — русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771), наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко, Карл Иванович Росси  — российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях, Джакомо Антонио Доменико Кваренги  — архитектор итальянского происхождения, едва ли не самый плодовитый представитель палладианства в русской архитектуре. Почётный вольный общник Императорской Академии художеств, Антонио Ринальди  — итальянец, работавший в России, придворный архитектор Екатерины II еще в бытность ее Великой Княгиней (и позднее) и виднейший представитель стиля "рококо" в русской архитектуре.

Так в архитектурном пространстве  Петербурга  появилось еще  одно сакральное место.

АРХЕТИП  ВОИНА ДУХА.

На могиле блокадной музы Ленинграда Ольги Берггольц очень долго не было памятника. 

Ни один из предложенных вариантов не нравился родственникам. 

                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не так давно на "Литераторских мостках" Волкова кладбища установлена скульптура Ольги Берггольц работы Владимира Горевого. Эта композицию из камня и бронзы тоже напоминает крест – поэтесса хотела, чтобы именно такой символический знак стоял бы на ее могиле.                                                      

Крест - это не только Символ Веры. Но и один из самых древних символов Гипербореи . Это и четыре стороны Света, и четыре стихии.

    13 ноября - ДЕНЬ ПАМЯТИ ОЛЬГИ БЕРГГОЛЬЦ 

Побывав на могиле Ольги Берггольц, мне вдруг очень захотелось посвятить свою экскурсию Великому Поэту, и Великому городу, пережившему блокаду.
      

ЗДРАВСТВУЙ, ГРУСТЬ. Здравствуй, Радость. 
День Памяти Ольги Берггольц. Тема, конечно, очень грустная. Блокадный Ленинград. Репрессии. Сколько выпало испытаний на долю этой женщины. 
Больше или меньше, чем на долю ее современников?! 
Кому больше дано - с того больше и спрашивается. 
С ПОЭТОВ ВСЕГДА ОСОБЫЙ СПРОС. 
Они и Здесь и ТАМ. Больше Там. Они небожители. Воины Духа. Им здесь тяжелее, нежели обычным людям. Они грустят по своему небесному дому и радуются, возвращаясь домой, выполнив с честью свою миссию на Земле. 
Ольга Берггольц выполнила свою миссию с честью.
ПОРАДУЕМСЯ ЗА НЕЕ! 

ДИАЛОГ. 
— Поэзия, Посланница Плеяд, зачем пришла на горестную Землю? 
— Мне хочется умерить ваш разлад — я резких диссонансов не приемлю. 
— Ты на планете этой не нужна — мы равнодушны и к тебе и к Богу. 
— Вибрирует в ночи моя струна — и хаос отступает понемногу. 
— Вернись назад! И память зла развей: мы принесли тебе одни лишенья! 
— Но это мой воспитанник Орфей предвозвещает чудо воскрешенья! 
— Зачем ты тут? Вокруг сплошная мгла. Забудь о неосфере бессердечной! 
— Но разве Данту я не помогла соединиться с Троицей Предвечной? 
— В людских сердцах одна сплошная спесь. Все прозаично. Сеем ложь и смуту. 
— Я все равно должна остаться здесь — я так пообещала Абсолюту.                     

СНАЧАЛА БЫЛО СЛОВО, 
И СЛОВО БЫЛО У БОГА. И СЛОВО БЫЛО БОГ.

ОЛЬГА БЕРГГОЛЬЦ ПОДДЕРЖИВАЛА СВОИМ ПОЭТИЧЕСКИМ СЛОВОМ  ДУХ ЛЕНИНГРАДЦЕВ ВСЕ 900 ДНЕЙ БЛОКАДЫ. 
Главное — не опускать руки. 

БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ.
Скульптура Владимира Горевого. 
Установлен недалеко от Петербурга в устье реки Ижора, на месте Невской битвы. 
Александр Невский. Великий князь. Великий полководец. А перед смертью он принял монашескую схиму. 
Есть не только скульптуры в честь Александра Невского, но и иконы во имя Благоверного князя Александра Невского. 
На скульптуре Горевого Александр Невский в воинских доспехах. Но это не только воин, но и монах. Воин Духа. 
Его лик красоты и одухотворенности необыкновенной. Он и Здесь, и Там.                                                                                                                                                       

 

АРХЕТИПЫ: МОЛОТ И РЕЗЕЦ.

В детстве Владимир Эмильевич Горевой жил на Старо-Невском проспекте и почти каждый день ездил на занятия по скульптуре в Аничков дворец (Дом творчества Юных). Коней Клодта на Аничковом мосту он видел ежедневно по нескольку раз. И, конечно же, всякий раз восторгался мастерством гениального скульптора. И мечтал.... 
Прошли годы. Владимир Эмильевич стал маститым скульптором. И на свои собственные сбережения изваял, и установил памятник Клодту в садике Академии Художеств напротив своей мастерской, где он обучает студентов.

О том, как было непросто установить памятник и показать его миру уже писали, и не по одному разу, все газеты Петербурга. О, это была целая детективная поэма!

Закончив работу над памятником Петру Карловичу, Владимир Эмильевич, не дожидаясь окончания бумажной волокиты, нанял рабочих ,с их помощью выкопал яму на глубину три метра и самочинно установил постамент, поставив на него свой памятник Клодту.

Да! Постамент Клодту Горевой установил основательный! Основательность. Основа. Основание.

Виват! Виват! Виват, Владимир Эмильевич!


Долго памятник стоял в черном ящике, вызывающем ассоциации с "Черным квадратом" Малевича. Владимиру Эмильевичу влепили выговор и, кажется, даже на некоторое время понизили в должности на службе.
Но теперь уже все позади!


Памятник стоит, как АРХЕТИП МИРОВОГО ДРЕВА! Корнями уходя в глубину, а главой своей в высоту.

 


 

 

В одной руке у Петра Карловича резец, а во второй молот. Это очень важные масонские символы. И не только масонские. Их можно увидеть и на фасаде Академии Художеств. 
Резец и Молот. 
Для претворения в жизнь его работы ученику даются орудия: резец, представляющий установившуюся мысль, принятые решения, и молот - волю, приводящую их в действие. 

Резец указывает нам на преимущества образования, лишь благодаря которому мы можем иметь отточенный Интеллект и Силу Мысли. 

Молот - это инструмент, использующийся каменщиками для того, чтобы придавать камням правильную геометрическую форму. Ударами молотка стесываются острые углы, камень 'облагораживается', из 'дикого камня' становится камнем, пригодным для строительства. Молот является символом облагораживания и другого камня - Человека. Лишь совершенный камень может быть положен в фундамент или в стену храма.  
Молот и резец - это очень важные древние символы. 
Резец - символ отточенного Интеллекта. Молот - это Воля, которая способна материализовать мысль. И сказку сделать былью! 

Быть может, в назидание своим Ученикам Владимир Эмильевич , рискуя навлечь на себя массу неприятностей, поставил памятник Клодту в академическом саду, напротив своей мастерской. Что главное для скульптора? Это Воля и Разум. Главное - ведать, что творишь!

 

 Послесловие .

В одном из своих интервью Иван Корнев задал Владимиру Эмильевичу такой вопрос: "А не страшно ли Вам быть скульптором в культурной столице России?"

Горевой ответил так: "Глаза боятся, руки делают ".

И добавил: "Вопрос совершенно справедливый и правильный. Много размышлял я на эту тему. Ну, конечно же, страшно."

Скульптурное убранство Санкт-Петербурга складывалось на протяжении трехсот лет и продолжает формироваться поныне.
За последние десятилетия появилось множество новых статуй и монументов. Среди них и более 20 работ В.Э.Горевого.

Думаю, что Великие Геометры Петербурга давно уже приняли Владимира Эмильевича  Горевого в свой круг. 

Люблю Петербург! Люблю Владимира Эмильевича и его творенья!

Буду продолжать вместе с туристами изучать историю России через скульптуру Владимира Горевого.

Вот программа моей экскурсии "История России через скульптуру Владимира Горевого ":https://vk.com/event136881672       

  Марина Шепеленко ,редактор журнала  "Сфинкс Петербурга ", автор многочисленных статей и трех книг о гиперборейской традиции Русского Севера, гид-экскурсовод по Петербургу.