Контакты

Сфинкс Петербурга

Телефон

+7 965 779-27-94

Эл. почта sfinkspeterburga2@yandex.ru

МИР ИДЕЙ И ЭЙДОСОВ ПАВЛА ПЕРВОГО.

24 МАРТА —ДЕНЬ ПАМЯТИ ПАВЛА ПЕТРОВИЧА РОМАНОВА .

 

Павел Петрович был человеком высокой культуры .

Он оставил нам богатейшее наследие .

Это Гатчина , Павловск и Михайловский замок .

Это прекрасный , возвышенный , врачующий душу , Мир Идей и Эйдосов Павла Петровича .

Это манифестация трансцендентного .

МИСТЕРИЯ ГАТЧИНЫ .

Гатчина несет в себе память колоссальных психологических напряжений.

Ауры двух ее владельцев -антагонистов наложились друг на друга — и наше наитье может почувствовать их сложную интерпретацию.

Обустраивать Гатчину начал Григорий Орлов .

В 1766 году он писал Жан Жаку Руссо , что " сии места располагают к мечтательности ". Стараниями зодчих и садовников эта медиативность ландшафта была многократно усилена. Здесь легко забыться и утешиться .

Простить — и раствориться в природе .

НО УДАЛОСЬ ЛИ ЭТО СДЕЛАТЬ ПАВЛУ ПЕРВОМУ ?

А 1783 году Екатерина Великая , давно наложившая опалу на своего фаворита , объявляет Гатчину владением сына .

Непростой подарок .

Вместе с дворцом и парком Павел Петрович получает постоянный повод вспоминать страшное , ужасающее .

У Павла Петровича были все основания ненавидеть Григория Орлова

Вспомним события 1762 года:

---в апреле у будущей императрицы от связи с Григорием Орловым рождается сын Алексей ; Павел еще ребенок , но он понимает пикантность ситуации .

---он не может не ревновать .

—-в результате заговора погибает Петр Третий ,отец Павла ; от мальчика невозможно скрыть слухи ,что один из инициаторов убийства Григорий Орлов ;

---Екатерина Вторая восходит на престол

— и Григорий Орлов становится ее правой рукой ;он предельно приближен к императрице на всех уровнях

—от спальни до тронного зала.

Павлу Первому всего восемь лет .

Если посмотреть на ситуацию глазами З. Фрейда , то это самый расцвет Эдипова комплекса ; мальчик тянется к матери , но эту тягу грубо возмущают внешние силы .

Закладывается основа для конфронтации матери и сына .

Порой она ослабевала. Как никак " Храм Дружбы " в Павловске цесаревич посвятил матери.

Но гармония ротонды не помогла ; острые углы ей не удалось сгладить.

Когда Павел Первый организовал пышное перезахоронение Петра Третьего , это была сатисфакция за детскую обиду : император пытался преодолеть комплексы ,заложенные в раннем возрасте.

2. У Гатчины есть своя локальная мифология .

И вот предание , как бы проявляющее и закрепляющее в образах противостояние двух владельцев Гатчины —Григория Орлова и Павла Первого .

Два эти памятника находятся в одном острове —колонна Орла и павильон Орла.

Н. .Лансере пишет :" Павильон построен будто бы на том месте , откуда ,Павел Первый собственноручно убил орла , орел же сидит там , где сейчас стоит мраморная колонна с бронзовым орлом ".

Это легенда .

Колонна возведена в 1770 году при Григории Орлове .

Павильон же построен в 1792 году при Павле Первом .

Однако нет ли здесь подсознательной контроверзы!?

Григорий Орлов поставил эту колонну во славу своего рода .

У Павла Петровича ,человека высокой культуры не могла подняться рука на творение А. Ринальди . Не для того ли он поручил В .Бренна построить павильон с альтернативным орлом ,чтобы уравновесить ситуацию не только психологически, но и зрительно .

Орел спутник Зевса .Павел претендует на богоподобие —-ему к лицу олимпийское величие.

И вот в парке возникает знак превосходства над противником.

Орел бьет орла .

Но сегодня мы видим не антитезу, а скорее рифму , созвучье : время примиряет врагов —- и нивелирует противоречия.

3. Душа Павла Первого была глубоко уязвлена и ранена в детстве. Не отсюда ли некоторое двоение его характера ?

Вот мы видим человека воинственного , наступательного . Его ниша -это воинский плац.

А теперь тот же человек предстает перед нами как романтическая личность , желающая скрыться от мира сего —-найти надежное убежище .

Гатчина моделирует эту расщепленность павловой души . Здесь он муштровал своих солдат и здесь чаял найти полноту покоя .

Где искать уединение ? Ну ,конечно же , на острове !

Относительно Павла Первого можно и должно говорить об островном комплексе в его бессознательном .

Или о реализации островного архетипа в его судьбе.

Разве Михайловский замок , окруженный рвами с водой ,не имитирует остров ?

Излучины Славянки в Павловске создают ощущение ,что мы находимся не на материке ,а именно на острове .---и ничто суетное не достигает нас.

Наконец остров Мальта : быть может , он стал бы последним прибежищем русского императора при другом повороте его судьбы .

Павел хотел защищенности . Острова и островки Гатчины : здесь ему казалось ,что он в безопасности —-здесь перманентный страх оставлял его.

И душа улетала далеко-далеко к Островам Блаженных--в сказочные измерения . Все в Гатчине настраивало на подобное трансцендирование .

Это романтический парк .

И вот его главная миссия : создать ощущение ,что здесь можно перейти заветную черту —и оказаться в Иномире , где тебя не достанут враги .

У Павла Петровича и Марии Федоровны  был  алхимический брак .

ОСТРОВ ЛЮБВИ.

Закончилось Печальное скитанье-

И в первый раз пропели соловьи

Над розами хочу воспеть свиданье-

В нем цель и суть. Кто мы? Островитяне ,

Нашедшие на Острове Любви

Свое спасенье. Это в Божье плане- Т

ы замысел Господень улови.

Что за спиной? Бездонная пучина

Разъединенья, зависти, вражды-

Не потому ль Земля была пустынна?

Но к нам опять вернулась Прозерпина-

И мы взрастили райские сады.

Призыв любви! Вот где первопричина.

Весна любви! Она растопит льды-

Она из душ. Где было много хлада,

Изгонит отчужденье навсегда-

Нет на Земле ни тленья, ни распада-

И воля к жизнетворчеству тверда.

Ах, что окрест? Конечно же Эллада-

Ее Киприда вечно молода.

На двух рассчитан Этот остров малый.

Но Эроса велик архипелаг-

Скорей сюда с возлюбленным пожалуй!

Кто стрелы целит- не Амур ли шалый,

Подвинувший тебя на дерзкий шаг?

Покончено с изгнаньем и опалой-

Эдем дарует высшее из благ.

Где мы сейчас? Мы в небе журавлином-

Нас вознесли незримые крыла.

Как хорошо лететь за вешним клином,

Забыв о всем нелепом и рутиннном!

Под нами гатчинские зеркала.

Себя мы ощутили Андрогином-

Любовь навек разрыв превозмогла.

4. .Диалектика павловой души отражена в планировке парка . Волевые перспективы тут сочетаются с запутанными лабиринтами .

Что прекраснее сквозных прозоров Гатчины ?

Подходишь к Адмиралтейским вратам — и перед тобой гармоническая даль. Она затягивает взгляд-— и как бы ускоряет его . И там , на пределе, наша Душа воспаряет

. Магия аспектов —-волшебство ракурсов —-игра точек зрения :вот богатство гатчинского парка . Встаньте на мыс Водного лабиринта —и вам покажется : Терраса на другом берегу является стилобатом Дворца . Но ведь их разделяет Серебряное озеро ?

Две совершенно разные постройки образуют одно совершенное целое благодаря мастерской работе с пространством.

А теперь заглянем в Сильвийские ворота . Это трехлучие разбегающихся аллей ! Оно разбивает напряжение и рассредоточивает взор . И тем не менее он охватывает все три перспективы .

Кстати сказать , парковые ворота в Гатчине —часто аналоги рам: они как бы оконтуривают пейзаж. Табличка на Сильвийскими воротами кажется подписью к картине :

МИР ИСКУССТВА : ЭТО ТОЖЕ КОВЧЕГ— ТОЖЕ ЗАЩИТА .

Заметим,что Остров Любви в Гатчине —-прямая аллюзия картины А. Ватто " Паломничество на остров Киферу "(1717).

Романтические парки часто подражают не самой природе ,а ее образу в живописи —-и гатчинский парк тому еще одно свидетельство.

Картины здесь обрели третье измерение . И потому иллюзия бегства в другое измерение стала еще более достоверной .

5 .В конце 18 века не было психотерапии. Но Павлу Первому заменяли ее Павловск , и Гатчина . Вот из окна Гатчинского дворца он смотрит на Собственно садик —-и видит чудесную композицию : в центре статуя Флоры —а вокруг идут кольцом гермы.

Глубочайшие архетипы реализуются здесь. Разве перед нами не образ круговорота ?

Идея мирового циклизма лежит в основе мистерий. Сейчас на память приходит Элевсин. Персефона умерла ?

Персефона воскресает!

Флора созвучна Персефоне . Жизнь растений символично указует на воскрешенье . Круг бытия воскрешает нас жизни.

Вот его метафора —-Собственный садик . Здесь можно найти философическое утешение .

Но если тревога не отпускает душу ,нужно уйти в лабиринт —-от отсекает суетное ,преходящее .

И по таинственным переходам выводит нас в Элизиум. Лабиринт —путь в Иномир .

И вместе с тем препона для врагов : пропуская избранных ,он безнадежно запутывает других .

Вот где лучше всего прятаться от преследования —-мнимого или настоящего.

Идея лабиринта разнообразно варьируется в Гатчинском парке.

Особенно впечатляет Водный лабиринт . Не призван ли он вызывать ассоциации с петлистым путем Одиссея?

Тот лавировал между островами —архипелаг походил на лабиринт .

В Гатчинском парке высвечивается душа императора .

Это парк автопортрет .

Скрытое обнаруживается в нем с поразительной психологической точностью.

6. А скрывать, скрываться необходимо .

Павла не оставляет чувство опасности .

Хотя портал "Маска " и Березовый домик были задуманы Марией Федоровной как бурлескная шутка ,но и они могут прозвучать неожиданно в трагических обертонах ,дополняя портрет императора .

Его внешняя воинственность —-так сказать казарменный дух : быть может это всего лишь флер ? Подобие маскировки ? Это снаружи плац, барабаны .

А в глубине хрупкая субстанция души , похожая на розовую бересту : ничего не стоит больно царапнуть,уколоть .

Изумительный ансамбль тоже указывает на противоречие павловой души , заставляя нас глубже задуматься о диалектике внешнего и внутреннего .

Гатчинский парк может быть прочитан как исповедь Павла Первого . Найдя ключ к такому прочтению ,мы поймем ,что Павел Первый был поэтом и философом.

Лиризм в его творениях сочетается с драматизмом .

Это трогает -это впечатляет - это захватывает .

АФИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПЛАТОНА В ПАВЛОВСКЕ. .

Прославленные сады и парки часто создавались как подражание некоему высшему ,совершенному ,трансцендентному первообразу.

Это может быть Космос . И тогда парк являет из себя необычную космологическую модель .

Это может быть Эдем . И тогда парк напоминает нам о райском блаженстве .

Это может быть Илизиум . И тогда переход в небытие кажется нам вовсе не страшным. Павловский парк .

Что может быть прототипом для него ?

Быть может , Павловский парк был задуман как Афинская Академия Платона ?

Платонов мир идей здесь максимально приближен к земному плану .

А. Ф. Лосев писал ,что платоновы идеи статуарны -это определение указует на их неподвижность , и на их оформленность .

Можно сказать ,что идеи скульптурны .--понятие изваянности А.Ф Лосев постоянно применяет к ним .

Статуи в парке Павловска -это застывшие платоновы идеи .

Здесь мы переносимся в сферу вечности . Мифология статуи как таковой указывает на застывание ,замирание .

Время останавливается в статуях . Вечность любит игру "Замри".

Павловский парк вовлечен в эту игру , за которой стоят бездонно глубокие архетипы .

Идея и Статуя .Идеи подобны статуям. Статуи подобны идеям .

Именно статуи Павловского парка . Они являются аллегориями —зримо воплощают ту или иную идею .

Павел Петрович стремился придать своим паркам "учебный характер ." Здесь облегчается анемнезис —душа припоминает вечность .

Как считал Сократ ,это припоминание и есть обучение —педагог должен помочь вспомнить то, что имплицитно содержится в наших душах Павловский парк является таким педагогом.

Казалось бы ,идеи в силу своей отвлеченности находятся за порогом чувственного восприятия - и тем не менее Платон постоянно говорит о возможности созерцать их .

Пусть речь идет об умозрении . Но это все равно зрение .

Эстетика у Платона тотальна . Увидеть можно все,пусть мысленным взором .

Возможности визуализации безграничны Подбирая статуи для своего парка Павел Петрович решает замечательную просвещенческую задачу : зримо —-в наглядных эмблемах и символах ,аллегориях —представить основные идеи- ценности .

Культ Аполлона мощно процвел в Павловске .

Как в Павловск перебраться поскорее?

Там ныне поселился Аполлон.

Приветствую его в Гиперборее!

Вожатый муз, он снегом убелен.

Вдвоем глядим в пролеты колоннады.

Она как астролябия сейчас.

Вот в азимуте льдистые плеяды.

А вот к зениту рвущийся Пегас.

Ужель и впрямь раздвинула границы твоя Эллада?

Здесь гимны вознесут ее богам.

Кифары и цевницы звучат все громче в северном лесу.

Да повторятся вновь метаморфозы,

Чуть изменив свои обертона ,

Не Дафна ль принимает вид березы?

Чья розовая плоть обнажена?

Забвенья нет! Бояться ль стылой Леты?

О, радиусы троп!

Здесь каждый створ мне явит силуэты

Всех девяти прекраснейших сестер.

МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК .

К строительству Михайловского замка Павел Петрович приступил сразу, как только взошел на престол .

Строительство продолжалось четыре года и четыре месяца .

Стоит Михайловский замок на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны ,где и родился Павел Петрович .

А рождение человека ,как известно ,это один из главных космических актов .

В замке Павел Петрович прожил всего 40 дней .

И именно там он и был убит заговорщиками в ночь с 23 на 24 марта 1801 года .

В Михайловском замке есть церковь во Имя Архангела Михаила . Храмовая икона церкви —Моление о Чаше .

Как известно ,Христос очень долго молился в Гефсиманском саду

—Господи ,если это возможно,то пусть минует меня чаша сия ,но будет на то Воля Твоя, не моя . Помолившись ,он отправился на Тайную Вечерю ,где и был схвачен .А потом и распят . Михайловский замок .

Есть легенда ,что еще в детстве Павел Петрович начал конструировать и клеить из картона макет Михайловского замка .

Это замок его мечты .Это голова Великого Магистра Мальтийского ордена .

Человека Знания .Философа . И поэта .

Здесь все Мировые Архетипы предстают перед нами очень мощно .

Ведь предтечей для создания Замка были Гатчина и Павловск .

К великому сожалению замок не сохранился до наших дней во всем своем великолепии .

Но, по счастию , многое сохранилось .

Михайловский замок -это и Архетип Острова. И Архетип Лабиринта .

 Архетип Пирамиды. И Мирового Древа .

Восьмиугольный двор Михайловского замка -это платоново тело воздух .

Это рычаг мощнейшей духоподъемной силы .

У нас у всех есть ген ангела .И мы все когда -то умели летать .

Дмитрий Мережковский хорошо сказал:

Ниц простертые, унылые,

Безнадежные, бескрылые,

В покаянии, в слезах,-

Мы лежим во прахе прах,

Мы не смеем, не желаем,

И не верим, и не знаем,

И не любим ничего.

Боже, дай нам избавленья,

Дай свободы и стремленья,

Дай веселья Твоего.

О, спаси нас от бессилья,

Дай нам крылья, дай нам крылья,

Крылья духа Твоего!

МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК —ЭТО ДУХА ВЗЛЕТ .

Павел Петрович и Мария Федоровна еще при жизни стали Ангелами .

И они хотели чтобы и мы все летали на крыльях духа своего.

Павел Первый —особенный Император .

Это был человек высокой культуры . Человек Чести и Благородства .

Он был не только Государем Императором Всея Руси, но Великим Магистром Мальтийского Ордена .

Его политические реформы были очень значимы для России.

Сбережение государства -это сбережение людей-

Написал Император Павел в тетради своей .

Нет мысли глубже и мудрей .И нет политики верней .

И это были не пустые слова .

Своим первым манифестом Павел Первый отменил ежедневную работу на барщине .

При нем крестьяне на барина работали всего три дня в неделю .

А ведь Россия -это аграрная страна .

Много , очень много сделал хорошего для России Павел Петрович .

Если бы его реформы были приняты элитой российского общества , то Мир стал бы другим ,Иным .

И Россия стала бы самой богатой и человечной державой Мира .

Павлу Петровичу Виват ,Виват ,Виват.

Сейчас Михайловский замок является филиалом Русского музея .

В восьмиугольном дворе замка мы можем увидеть скульптуру его хозяина - Государя Императора Павла Петровича , работы скульптора Владимира Горевого .

Владимир Эмильевич посадил Павла Петровича на его трон Государя Императора ( это точная копия настоящего трона работы Кваренги) .

Опирается трон не на простые ножки ,а на двух Грифонов .

Грифон -это символ Знания .

Символ соединения несоединимого : земного и небесного ,воды и огня, силы и мудрости .

Это трон просвещенного монарха .

Памятник преисполнен глубокого символизма .

Это лучший Памятник Павлу Петровичу .

Он очень тонко отражает сложную и многогранную личность Павла Петровича .

Памятник был установлен 16 лет назад.

 За это время он претерпел много мытарств .

Изначально он был установлен в центре восьмиугольного двора замка .

Памятник прекрасно вписался в архитектурное пространство.

Скульптура стояла на достойном государя Императора пьедестале .

Позже памятник был передвинут к стене .Центр сместился.

И с Павлом Петровичем теперь уже никто не церемонится .

Летом во дворе Михайловского замка была выставка скульптуры Всадников Эпокалипсиса .. Сейчас, накануне Дня Памяти Павла Петровича , во дворе замка установлен каток .

Ненастоящий . Это декорации к какому -то фильму.

Двор закрыт для посетителей. Фильм, который снимают в замке явно не про Павла Петровича . Бедный ,Бедный Павел.

И бедные ,бедные экскурсоводы .

Каждый день во двор замка к скульптуре Павла Петровича приходят тысячи туристов .

Сердце кровью обливается , глядя на то, как экскурсоводы через решетку замка показывают туристам скульптуру Павла Петровича ,треть которой загорожена декорациями .

Бедный Павел ,бедный .

Очень хочется надеяться на то, что когда нибудь Павел Петрович опять будет сидеть в центре двора , как и следует хозяину замка .

А в светильниках будет гореть огонь . Так было задумано скульптором изначально .

Павел Петрович -это человек , несущий Свет .

Культура -это почитание Света и восхождение Духа.

"Ведь если я гореть не буду,

И если ты гореть не будешь,

И если мы гореть не будем,

Так кто же здесь рассеет тьму ?.

Назым Хикмет

Да будет Так!

Философ-царь, ты очень любишь риск!

Но большинство для нови не созрело.

Ужель напрасны дерзкие порывы?

Ужель напрасны дерзкие порывы?

Однако впереди грядёт ЭОН –

У мира нет иной альтернативы:

Средь многого Единое познай.

Органа широчайшие наплывы!

Пусть ненароком – будто невзначай –

Догадка вспыхнет: мы всесвязью живы!

Мы сообща – как нас ни разлучай:

И звери, и растения, и птицы,

И люди! Мы пульсирующий узел –

Мы вместе! Эманирует радон,

Создав среду, где сняты все границы.

Что сделал Александр ? Всё сжал и сузил.

Мной ход часов назад переведён.

Мной ход часов назад переведён –

Миихайловский я вижу замок в эпогее.

Отточен вкус! И благороден тон!.

Я восклицаю: восходи, Атон!

Повсюду – в мотыльке и орхидее,

Бросая свет на пик и на затон –

Присутствуй всё полнее и щедрее. 

Я восклицаю: восходи, Атон!

МАРИНА ШЕПЕЛЕНКО, РЕДАКТОР ЖУРНАЛА " СФИНКС ПЕТЕРБУРГА".