Контакты

Сфинкс Петербурга

Телефон

+7 965 779-27-94

Эл. почта sfinkspeterburga2@yandex.ru

О БАБЕ ЯГЕ.

 

 

О БАБЕ ЯГЕ.
Как известно, все сюжеты Русских народных сказок были записаны в Заонежье, Пудоже и Архангельской области.
Няня Пушкина Арина Родионовна Родом с острова Леликова.
Стоит этот остров в 6 километрах от Кижей.
И если Кижи -это остров для игрищ.Там собиралось на праздники языческие все Заонежье .
Леликов -это остров Избранных. Там жили целители, сказители и Волхвы Северные .Много интересных сюжетов было записано фольклористами от сказителей с Леликово.

Жила в деревне Леликово замечательная сказочница Екатерина Алексеевна Васильева. 

От нее в1939 г.был записан вариант сказки о Бабе Яге,отмеченный чертами особой архаичности .Вот аннотации сказки:"Падчерица отправлена в лес . 

Баба Яга предлагает ей поиграть в жмурки .Девушку подменяет мышка :звенит колокольчиком ,убегает от Яги,получает мешок золота .Родная дочь недоброжелательно 

относиться к мышке ,и от нее остаются одни косточки ".Как видим ,Баба Яга не всегда является воплощением зла -она может быть справедливой и щедрой. 

Образ Бабы Яги восходит к глубочайшим архетипам .Ему присуща амбивалентность —по словам А,А Потебни, с Ягой связаны "рождение и смерть--проявление одной и той же силы. 

Она участвовала в обрядах инициации ,характерных для родового строя .Юноша условно претерпевает смерть —а потом происходит его ритуальное воскрешение. 

В.Я.Пропп писал об этом так :"мальчик во время обряда умирал и затем вновь воскресал новым человеком" Схожую мысль мы находим у А,А,Потебни :возвращение 

девиц от Яги есть их вторичное рождение" 

Для инициации в глухом лесу строилась специальная избушка .Ей придавались зооморфные черты-от них в сказке сохранились только" курьи ножки "; 

вход в избушку символизировал пасть ,которая поглощала человека .Но он должен выйти из гибельного чрева живым !Избушка стоит на пограничной черте : 

по одну сторону -наш привычный мир ,по другую сторону —тридевятое царство .Оно транцендентно .Попасть туда можно только через избушку . 

Однако она повернута к герою тыльной стороной —это непроницаемая стена ,дверь находится по ту сторону--открыта в потустороннее. 

Поэтому заклятьем герой заставляет избушку повернуться .Здесь описывается инверсия ,необходимая для того ,чтобы из мира жизни проникнуть в антимир смерти. 

На языке сказки раскрываются философские представления ,находящие неожиданную параллель в современной науке. 

Одноногость Бабы Яги указываеи на ее генетическую связь со змеей.Постепенно Баба Яга как бы вочеловечивается.--ее змеинные признаки сохраняются рудиментарно. 

Это мы и видим в сказочном образе ,поражающем своей фантастичностью.Баба Яга уводит нас к хнотическим -темным ,почвенным слоям коллективного безсознательного . 

Баба Яга тождественна Морене,Масленице ,Деметре,Валькирии.