Контакты

Сфинкс Петербурга

Телефон

+7 965 779-27-94

Эл. почта sfinkspeterburga2@yandex.ru

ЯЗЫЧЕСТВО И ХРИСТИАНСТВО. ДВОЕВЕРИЕ РУССКОГО СЕВЕРА.

ВОЗМОЖЕН ЛИ СИНТЕЗ ЯЗЫЧЕСТВА И ХРИСТИАНСТВА. ЕСТЬ ЛИ ОБЩИЕ АРХЕТИПЫ В ЯЗЫЧЕСТВЕ И ХРИСТИАНСТВЕ ?.ОБ ЭТОМ МЫ ТОЖЕ ПОГОВОРИМ ВО ВРЕМЯ МОЕЙ ЭКСКУРСИИ " ЧЕРЕЗ ГИПЕРБОРЕЮ В НОВЫЙ ЭОН"https://vk.com/club131902009

Переход от язычества к христианству —дискретный процесс:контраст между старым и новым разителен. 

Но прерывность не исключает преемственности.Средиземноморские религии умирающего Бога как бы наперед преадаптируют 

сознание человека к торжеству Пасхи.Евангельские семена падают на подготовленную для этого почву. 

Видные деятели новой церкви прошли через Элевсинские мистерии .Отчасти их символика перешла в христиаство . 

Например метафора ,высвечивающая параллелизм между путем зерна и человеческой судьбой —в обоих случаях предание земле не означает полного исчезновения 

Можно утверждать ,что Элевсин и Иерусалим связаны некоторым инвариантом —он указует на своего рода наследственность в развитии культуры: она мутирует ,но это не означает абсолютного разрвыва с прошлым. Феномен двоеверия крайне интересен в плане сочетаемости старого и нового .Антогонизм между ними часто смегчается. 

А то и переходит в отношения ,которые удобно описать,используя понятия Бора: 

___это отношения соответствия ,когда старое оказывается частным случаем нового; 

-----и это отношение дополнительности ,когда старое и новое вступают в комплементарную связь ,вне которой нельзя понять целостность изучаемого явления. 

Оба принципа эвристичны для изучения двоеверия. 

2. Инвариантность в нашем случае высвечивает архетипы ,которые являются общими для язычества и христианства .Еще Юнг почувствовал ,что понятие архетипа уходит от строгой деференциации —как и другие предельные понятия ,оно предполагает понимание через наитье .Вот ключевые черты архетипов. 

---это устойчивые смысловые структуры ,которые сами по себе абстрактны ,но могут принять на себя —и соответственно организовать,офрмить— 

сколь угодно конкретное ,наглядное ,образное (как того требует миф)содержание.

--несомненна априорная природа архетипов,если к ним применить платоновскуюконцепцию анамнесиса,то можно сказать ,что они суть вечные идеи —культура их проявляет и воплощает ,иначе говоря ,архетипы не создаются ,--а в полном соответствии с теорией Платона —припоминаются. 

--канал передачи архетипов неизвестен ,к этому могут быть как-то причастны и генокод ,и социокод,но интуитивно чувствуется нечто третье--пока не нащупанная форма 

трансляции знания ,через воздействие одних и тех же архетипов можно объяснить факты конвергенции между различными культурами. 

3.Двоеверие Русского Севера —поразительно целостное явление.Лишь при поверхностном взгляде в нем можно увидеть нечто эклектичное ,внутреннее 

противоречивое .Народная культура огранична..НЕсовместимое для рафинированной светской культуры —и равно и для церковной ортодоксиии — 

может оказаться вполне совместимым для народного сознания .Это знак его незрелости ? Скорее наоборот!Великий опыт коллективного бессознательного говорит 

творчество народа с особой четкостью и выразительностью.Здесь оно вне сравнения .Потому что мы связываем его с понятием мудрости. 

В сказанном нами нет никакой идеализациии .Есть реальность.Она впечатляет.Возьмем для примера Пинегу.На фоне христианских храмов здесь 

совершались языческие действа.А Мария Дмитриевна Кривополенова после причастия пела свои скоморошины.В такой соположенности есть антагониз? 

Его можно усмотреть разве лишь на первый рассудочный взгляд.А в народной культуре старое и новое образовывало континуум--одно непрерывно , 

с полной естественностью переходило в другое.Никаких разрывов!Перед нами единое холистическое поле ,постоянно поддерживающее свое ровное напряжение. 

4.При взгляде изнутри мы видим ,что в соседстве языческих и христианских религий нет резкого диссонанса--скорее наблюдается гармонический унисон. 

Что стоит за ним?Порой идентичность архетипа ,проявившегося и в язычестве ,и в христианстве -коллективное бессознателльное отобрало и соединило 

созвучное ,генетически родственное . 

Конечно же,общность архетипа уменьшается ,а то и сводит на нет дистанцию между старым и новым ,но и такова специфика культурного процесса на Русском Севере. 

Для него характерны склейки,связки.Старое может отрицаться механически .Но часто видим диалектическое —в духе Гегеля--отрицание ,удерживающее позитивы прошлого. 

Прошлое не отбнаруживает гибкость —настоящее являет устойчивость.Возможность конфликта устраняется .Реализуется симбиоз .Именно симбиоз! 

Это понятие в данном случае является наиболее адекватным.Происходит срастание —взаимовнедрение ,взаимопронизание —двух исторических пластов. 

Образуется живое единство.В нем ярко и красиво заявляют себя еще неизвестные нам законы сохранения ,обеспечивающие интегральность развития несмотря на 

перевороты ,которые совершаются внутри него.Как возможна тканевая совместимость старого и нового?Лишь при условии их генетического родства , 

которое задается единством архетипов .Они суть гены культуры. 

Используя биологические термины ,мы можем сказать так:ароморфох культуры —ее подъем на качественно новый уровень -не исключает 

сохранения старых элементов За старым и новым может проступать общая архетипичность основа .Она обуславливает возможность их мирного 

сосуществования . 

5.Архетипы универсальны и вечны.Возьмем для примера Архетип Трихотомии .С принципом троякого деления мира мы встречаемся на огромном интервале времени. 

И в качественно различных контекстах.Вот выборка примеров. 

-----нижний ,средний и верхний в структуре Мирового древа. 

----плотный,тонкий и огненный миры в онтологии АгниЙоги. 

-----микромир ,мезомир и мегамир в современных научных представлениях. 

Нижний мир ассоциируется с царством мертвых .Там воскрешенный Озирис —-туда прникали Одиссей и Орфей--туда спускался Иисус Христос. 

Средний мир соотнесенс живыми людьми.Верхний мир принадлежит существам высшего плана. Он транцендентен.Язычество и христианство 

структурно совпадают в своих проявлениях архетипа Трихономии.Мы видим его мистификацию и в образе Голгофского креста (внизу -голова Адама , 

посредине -Христос,вверху —сонм ангелов.,и в семантике крестьянского дома (по сути это алломорф Мирового Древа) и в ярусном построении прялки 

(особенно кенозерской : она моделирует путь солнца ,охватывающий все три уровня).Эти воплощения архетипа Трихотомии могут одновременно существовать внутри двоеверного Космоса. 

6.Христианство придало Архетипу Воскрешения ошеломительную новизну.Но не оно первым уловило его Язычество многократно обращалось к этой теме. Вспомним ,как Михайло Потык 

в одноименной былине,записанной А.Ф.Гильфердингом от Никифора Прохорова на Марнаволоке (Пудога),по своей воле опустился в мир мертвых ,нашел способ раздобыть живую воду и 

воскресил свою жену Марью.Троекратные формулы ,постоянно используемые сказителем ,невольно асоциирутся с арифмологией тринитарного догмата: 

Как тут она еще да ведь вздрогнула, 

Как другой раз сбрызнула —она сидя села-то, 

А в третьих -то он сбрызнул —она повыстала

Вот как былина описывает восстание из мертвых. 

Выходит что народ тут от заутренки христоссии 

На тую на буевку да на ту сыру землю 

Как ино за чудо ,за диво есть, 

Мертвые в земли закричали все. 

Последнюю строчку мог бы гениально проилюстрировать Василий Чекрыгин ,вдохновленный философией "общего делаН.Ф.Федорова. 

Художникс небывалой массштабностьюразработал в своем творчестве тему Воскрешения.Русская этика созвучна ему. 

Замечательно,что христианская заутреня в былине сочетается с языческим по своей сути Воскрешением —народное творчество не знало цензуры и редактуры. 

7юРазнообразно заявляет о себе Архетип Превращения .Вот некоторые его проявления : 

--анаксагорский принцип все во всем предполагает перманентную т тотальную взаимопревращаемость явлений. 

--мифизическое оборотничество косвенно указует на универсализм человека ,способного,если не реально ,то в пространстве игры 

становиться любым существом. 

---новейшая теория бутстрата исходит из того ,что любая элементарная частица может превратиться в любую другую элементарную частицу— 

все они своего рода оборотни: наука породнилась с мифологией. 

Исторический Добрыня был дядей князя Владимира Красно солнышко ,крестившего Русь-он помогал племяннику насаждать христианство. 

Былинный Добрыня -вполне христианин.Однако это не мешает ему быть вовлеченным в целую серию языческих метаморфоз,которые творит колдунья 

Маринка,очень похожая на гомеровскую Цирцею. 

Захочу ,Добрынюшку я обверну, 

Обверну Добрынюшку я сорокую , 

Обверну Добрынюшку я вороною 

Оберну Добрынюшку я свиньею, 

Оберну Добрынюшку гнедым туром. 

Такое впечатление ,что цепная реакция превращений не хочет останавливаться —она готова пройти через всю фауну 

А.Ф.Гильфердинг записал эту былину от Иева Еремеева из Кокорино (Заонежье).К числу наиболее архаичных образов русского эпоса относиться Волхв 

Всеславович.Он же Вольга .Кузьма Романов из деревни Леликово (Кижи )поведал А.Ф Гильфердингу о его превращениях: 

Повернулся он левом-зверем... 

Повернулся Вольга сударь M<eckftdbx рыбой щущенной.. 

Повернулся серым волком ... 

Казалось бы,христианство закрыто для реализации Архетипы Превращения —его связь с магической традицией несомненна . 

Однако задумаемся об основополагающей для христианства мифологеме Боговоплощения .Невидимое делается видимым--Слово 

становиться плотью —Бог принимает образ человека .Это тоже метаморфозы.Причем самые радикальные ,безумно смелые! 

Христианство и здесь имеет с язычеством общие архетипы -интиварианты. 

8.Архетип Змееборчества относиться к числу самых глубоких и загадочных .За ним стоят фундаментальные оппозиции бытия. 

Вариации на змееборческую тему удивительно разнообразны.Былины Русского Севера вносят в них новую ноту ,которую интерпретаторы 

представляют так:змееборец христианин, змея--язычество.У подобного истолкования есть определенные резоны. 

В былине "Добрыня и Змей " которую А.Ф.Гильфердинг записал от легендарногоТрофима Рябинина (д.Середка,Кижи),для борьбы со змеем 

используется необычное орудие :"колпак да земли греческой".Другой услышанный А,Ф.Гильфердингом сказитель —Петр Калинин из д Рим ,что на Пудоге —сообщает интересные детали: 

Лежит тут колпак да из земли греческой, 

А весу -то колпак буде трех пудов. 

Сквозь увеличительное стекло гиперболы тут увидено нечто похожее на монашеский клобук.Орудие надежное ,но не всегда убийственное. 

Если у Калинина змей погибает ,то у Т.Рябинина ему даруется жизнь и с ним заключается мирный договор.Даже после того,как змей нарушил соглашение 

расправа не учиняется.Былина ничего не говорит таковой.Она словно уходит от ответа о судьбе змея. 

Если вспомнить намеченные выше паралели ,то можно сказать так:отношение между язычеством и христианством развивались на Русском Севере 

именно в той мягкой форме ,на которую указует аллегорическое истолкование былины Т.Рябинина .Кровь на этой почве не лилась — 

старое соседствовало с новым .Жестких границ между ними Церьковь не смогла провести.