Мы во ВКонтакте​ 

 

 

Контакты

Сфинкс Петербурга

+7 965 779-27-94

sfinkspeterburga@yandex.ru

Амаравелла. Космическая геометрия.

 

И усилиями неба и земли, в открытом сознании, в жизненном применении, снова живая ткань Красоты сойдет человеку.(Н.К.Рерих)

Амаравелла — объединение молодых русских художников-интуистов 1923—1928 гг.
Второе название группы «Космисты».

В объединение входили:

А.П. Сардан (Баранов) (1901-1974), 
Б.А. Смирнов-Русецкий (1905–1993), 
П.П. Фатеев (1892-1971), 
С.И. Шиголев (1895-1942?), 
В.Т. Черноволенко (1900-1972),
В. Н. Пшесецкая (Руна)

В 1923 г. четыре художника - Петр Фатеев, Вера Пшесецкая (Руна), Александр Сардан и Борис Смирнов-Русецкий - образовали группу "Квадрига". Позднее к ним присоединились Сергей Шиголев и Виктор Черноволенко.
В 1927 г. по предложению Н.Рериха объединение стало называться необычным и красивым именем «Амаравелла».
Это слово можно перевести с санскрита как «берег бессмертия», «ростки бессмертия» или «обитель бессмертных».

"В жизни и в искусстве вечное должно быть маяком и духовным пристанищем; без мысли о вечном невозможно творить. Искусство, лишённое элемента вечности, умирает также быстро, как меняется мода..."(Б.А. Смирнов-Русецкий)

Картины Б.А.Смирнова- Русецкого

Окно в Беспредельность
Эфирные кристаллы
Угасший мир

Б.А.Смирнов-Русецкий "Космическая геометрия".

"Мне хотелось, — рассказывал художник, — показать единство земли и космоса. Не просто космос, как таковой. Вот одна из первых моих работ — "Космическая геометрия", написанная в 27-ом году, была посвящена изображению звёздного неба как явлению беспредельности. Недавно удалось услышать от одного учёного, что сейчас наука отмечает вот эту связь между отдельными галактиками, созвездиями, которая условно как бы обозначается линиями. И я выразил это в космической геометрии. 
И такая связь реально существует. Существуют какие-то нити, связующие галактику, связующие созвездия. Это лишний раз говорит о том, что интуиция художника может в некоторых случаях опередить мышление учёного».

"Я думаю, что художник должен вести людей вперёд, вверх, должен помогать людям найти себя, найти в себе лучшее и высшее, что человек имеет"
(Б. А. Смирнов-Русецкий)

Картина Б. А. Смирнова - Русецкого "Ступени", из цыкла "Космос"

"Как трудно сохранить горение духа! Сколько любви нужно сохранить к людям, чтобы все язвы человечества не отталкивали, не создавали бы скепсис и безверие…
Когда обращаешь взор к земле, видишь, как расцветают малые травы, как из семян возникают маленькие, крохотные деревца и распускаются листья, и всё живое поёт гимн Творцу…
Насколько природа мудрее человечества!.." 
(Б.А.Смирнов - Русецкий)

Картина Б.А.Смирнова - Русецкого "Луг зелёный", 1981 г.

"В восемь-десять лет я много бродил один. Охотился за бабочками, особенно нравились мне сумеречные ленточницы и большие бражники. На закате золотились стволы сосен. Над болотцем туман. С высоты глинта распахивалась широкая панорама моря, в волны которого медленно опускалось солнце. Вспоминаю радость ежегодной встречи с морем, песни жаворонков над весенними полями, сосновые рощи на берегу моря и чистый журчащий по камням ручеек среди прохладных зарослей ольхи.
Но больше всего пленяла бескрайняя ширь моря, открывавшаяся с глинта, моря бесконечно разнообразного, вечно изменчивого, с валунами, залегшими стадами на берегу. Позже, на картинах Рериха, эти валуны показались мне снова родственно-близкими, живыми и немного жуткими существами.
Не помню, рисовал ли я в первые годы детства. Во всяком случае, серьезным увлечением рисование тогда не было. Но склонность к созерцанию, чувство гармонии и ясности в отношении к природе пробудились еще в ту далекую пору и никогда меня не покидали».
Б. СМИРНОВ-РУСЕЦКИЙ 
(русский художник-космист 20-го века)

 

 

Картина В.Т.Черноволенко."Вещий сон".

Будучи двенадцатилетним мальчиком Виктор Черноволенко пережил необычное состояние: на концерте музыки Скрябина, где дирижировал сам великий композитор, в какой-то момент он почувствовал, что, растворившись в звуках, уносится за ними в беспредельность и сам как бы превращается в звук... 

Пройдут годы, и картины В.Т.Черноволенко, что рождались как импровизации в цвете, будут связаны с его музыкальными импровизациями, весьма созвучными произведениям А.Н.Скрябина. Впрочем, и о живописи Черноволенко говорил , что «в моих работах люди слышат музыку Александра Скрябина». 

Картина В.Т.Черноволенко "Звучание дальних миров"

"У меня живопись настолько связана с моими музыкальными импровизациями, что я сейчас думаю, что если у меня отнять инструмент, я не смогу ничего рисовать, и, наоборот, если у меня отнять живопись, я не смогу играть. Вот так мне кажется, эти два искусства у меня кровно связаны…" (В.Т.Черноволенко)

Картины В.Т. Черноволенко

 

Орион сияет. Помним, перед носом какого судна сверкало то же созвездие. Помним, в каких горах, из-за каких вершин светил великолепный Орион. И теперь твердо знаем, кому он светит и кто на него смотрит. Те же небесные знаки.
(Н.К.Рерих. Листы дневника)

Картина Б.А.Смирнова-Русецкого «Знак Ориона». 1927

 

Продолжение следует.