Контакты

Сфинкс Петербурга

Телефон

+7 965 779-27-94

Эл. почта sfinkspeterburga2@yandex.ru

МИСТЕРИЯ ГАТЧИНЫ .

Гатчина несет в себе память колоссальных психологических напряжений.

Ауры двух ее владельцев -антагонистов наложились друг на друга -- и наше наитье может почувствовать их сложную интерпретацию.

Обустраивать Гатчину начал Григорий Орлов .

В 1766 году он писал Жан Жаку Руссо , что " сии места располагают к мечтательности ". Стараниями зодчих и садовников эта медиативность ландшафта была многократно усилена.

Здесь легко забыться и утешиться .

Простить — и раствориться в природе .

НО УДАЛОСЬ ЛИ ЭТО СДЕЛАТЬ ПАВЛУ ПЕРВОМУ ?

А 1783 году Екатерина Великая , давно наложившая опалу на своего фаворита , объявляет Гатчину владением сына .

Непростой подарок .

Вместе с дворцом и парком Павел Петрович получает постоянный повод вспоминать страшное , ужасающее .

У Павла Петровича были все основания ненавидеть Григория Орлова .

Вспомним события 1752 года:

---в апреле у будущей императрицы от связи с Григорием Орловым рождается сын Алексей ; Павел еще ребенок , но он понимает пикантность ситуации .

---он не может не ревновать . ---в результате заговора погибает Петр Третий ,отец Павла ; от мальчика невозможно скрыть слухи ,что один из инициаторов убийства Григорий Орлов ;

---Екатерина Вторая восходит на престол — и Григорий Орлов становится ее правой рукой ;он предельно приближен к императрице на всех уровнях —от спальни до тронного зала.

Павлу Первому всего восемь лет .

Если посмотреть на ситуацию глазами З. Фрейда , то это самый расцвет Эдипова комплекса ; мальчик тянется к матери , но эту тягу грубо возмущают внешние силы .

Закладывается основа для конфронтации матери и сына .

Порой она ослабевала.

Как никак " Храм Дружбы " в Павловске цесаревич посвятил матери.

 Но гармония ротонды не помогла ; острые углы ей не удалось сгладить.

Когда Павел Первый организовал пышное перезахоронение Петра Третьего , это была сатисфакция за детскую обиду : император пытался преодолеть комплексы ,заложенные в раннем возрасте.

2. У Гатчины есть своя локальная мифология .

И вот предание , как бы проявляющее и закрепляющее в образах противостояние двух владельцев Гатчины —Григория Орлова и Павла Первого .

Два эти памятника находятся в одном острове  —колонна Орла и павильон Орла.

Н. .Лансере пишет :" Павильон построен будто бы на том месте , откуда ,Павел Первый собственноручно убил орла , орел же сидит там , где сейчас стоит мраморная колонна с бронзовым орлом ".

Это легенда .

Колонна возведена в 1770 году при Григории Орлове .

Павильон же построен в 1792 году при Павле Первом .

Однако нет ли здесь подсознательной контроверзы!?

Григорий Орлов поставил эту колонну во славу своего рода . У Павла Петровича ,человека высокой культуры не могла подняться рука на творение А.Ринальди .

Не для того ли он поручил В .Бренна построить павильон с альтернативным орлом ,чтобы уравновесить ситуацию не только психологически, но и зрительно . 

Орел спутник Зевса .Павел претендует на богоподобие —-ему к лицу олимпийское величие.

И вот в парке возникает знак превосходства над противником.

Орел бьет орла .

Но сегодня мы видим не антитезу, а скорее рифму , созвучье : время примиряет врагов —- и нивелирует противоречия.

3. Душа Павла Первого была глубоко уязвлена и ранена в детстве.

Не отсюда ли некоторое двоение его характера ?

Вот мы видим человека воинственного,наступательного .

Его ниша -это воинский плац.

А теперь тот же человек предстает перед нами как романтическая личность , желающая скрыться от мира сего —-найти надежное убежище .

Гатчина моделирует эту расщепленность павловой души .

Здесь он муштровал своих солдат и здесь чаял найти полноту покоя .

Где искать уединение ?

Ну ,конечно же , на острове !

Относительно Павла Первого можно и должно говорить об островном комплексе в его бессознательном .

Или о реализации островного архетипа в его судьбе.

Разве Михайловский замок , окруженный рвами с водой ,не имитирует остров ?

Излучины Славянки в Павловске создают ощущение ,что мы находимся не на материке ,а именно на острове .---и ничто суетное не достигает нас.

Наконец остров Мальта : быть может , он стал бы последним прибежищем русского императора при другом повороте его судьбы .

Павел хотел защищенности .

Острова и островки Гатчины : здесь ему казалось ,что он в безопасности —-здесь перманентный страх оставлял его.

И душа улетала далеко-далеко к Островам Блаженных--в сказочные измерения .

Все в Гатчине настраивало на подобное трансцендирование .

Это романтический парк .

И вот его главная миссия : создать ощущение ,что здесь можно перейти заветную черту —и оказаться в Иномире , где тебя не достанут враги .

4. .Диалектика павловой души отражена в планировке парка .

Волевые перспективы тут сочетаются с запутанными лабиринтами .

Что прекраснее сквозных прозоров Гатчины ?

Подходишь к Адмиралтейским вратам — и перед тобой гармоническая даль. Она затягивает взгляд-— и как бы ускоряет его .

И там , на пределе, наша Душа воспаряет.

Магия аспектов —-волшебство ракурсов —-игра точек зрения :вот богатство гатчинского парка . Встаньте на мыс Водного лабиринта —и вам покажется : Терраса на другом берегу является стилобатом Дворца .

Но ведь их разделяет Серебряное озеро ?

Две совершенно разные постройки образуют одно совершенное целое благодаря мастерской работе с пространством.

А теперь заглянем в Сильвийские ворота .

Это трехлучие разбегающихся аллей ! Оно разбивает напряжение и рассредоточивает взор .

И тем не менее он охватывает все три перспективы .

Кстати сказать , парковые ворота в Гатчине —часто аналоги рам: они как бы оконтуривают пейзаж. Табличка на Сильвийскими воротами кажется подписью к картине :

МИР ИСКУССТВА : ЭТО ТОЖЕ КОВЧЕГ— ТОЖЕ ЗАЩИТА .

Заметим,что Остров Любви в Гатчине —-прямая аллюзия картины А. Ватто " Паломничество на остров Киферу "(1717).

Романтические парки часто подражают не самой природе ,а ее образу в живописи —-и гатчинский парк тому еще одно свидетельство.

Картины здесь обрели третье измерение .

И потому иллюзия бегства в другое измерение стала еще более достоверной .

5 .В конце 18 века не было психотерапии.

Но Павлу Первому заменяли ее Павловск ,и Гатчина .

Вот из окна Гатчинского дворца он смотрит на Собственно садик —-и видит чудесную композицию : в центре статуя Флоры —а вокруг идут кольцом гермы.

Глубочайшие архетипы реализуются здесь.

Разве перед нами не образ круговорота ?

Идея мирового циклизма лежит в основе мистерий.

Сейчас на память приходит Элевсин.

Персефона умерла ?

Персефона воскресает!

Флора созвучна Персефоне . Жизнь растений символично указует на воскрешенье . Круг бытия воскрешает нас жизни.

Вот его метафора —-Собственный садик .

Здесь можно найти философическое утешение .

Но если тревога не отпускает душу ,нужно уйти в лабиринт —-от отсекает суетное ,преходящее .

И по таинственным переходам выводит нас в Элизиум.

Лабиринт —путь в Иномир .

И вместе с тем препона для врагов : пропуская избранных ,он безнадежно запутывает других .

Вот где лучше всего прятаться от преследования —-мнимого или настоящего.

Идея лабиринта разнообразно варьируется в Гатчинском парке.

Особенно впечатляет Водный лабиринт .

Не призван ли он вызывать ассоциации с петлистым путем Одиссея?

Тот лавировал между островами —архипелаг походил на лабиринт .

В Гатчинском парке высвечивается душа императора .

Это парк автопортрет . Скрытое обнаруживается в нем с поразительной психологической точностью.

6. А скрывать, скрываться необходимо . Павла не оставляет чувство опасности .

Хотя портал "Маска " и Березовый домик были задуманы Марией Федоровной как бурлескная шутка ,но и они могут прозвучать неожиданно в трагических обертонах ,дополняя портрет императора .

Его внешняя воинственность —-так сказать казарменный дух : быть может это всего лишь флер ? Подобие маскировки ?

Это снаружи плац, барабаны .

А в глубине хрупкая субстанция души , похожая на розовую бересту : ничего не стоит больно царапнуть,уколоть .

Изумительный ансамбль тоже указывает на противоречие павловой души , заставляя нас глубже задуматься о диалектике внешнего и внутреннего .

Гатчинский парк может быть прочитан как исповедь Павла Первого .

Найдя ключ к такому прочтению ,мы поймем ,что Павел Первый был поэтом и философом.

Лиризм в его творениях сочетается с драматизмом .

Это трогает -это впечатляет - это захватывает .

МАРИНА ШЕПЕЛЕНКО.