Контакты

Сфинкс Петербурга

Телефон

+7 965 779-27-94

Эл. почта sfinkspeterburga2@yandex.ru

ОЛЕГ ТЕЛЕМСКИЙ ОБ АРХЕТИПАХ ПЕТЕРБУРГА.

Предлагаем небольшое интервью с Олегом Телемским, создателем и руководителем проекта "Касталия" - www.castalia.ru , ведущим курсов по Таро, Телеме и Юнгианской психологии, автором 3 книг: "Полет Змея", "Прыжок в бездну вершин" и "Таро для всех и для никого".

 

- Олег, надеюсь, что Вам, как психологу-юнгианцу, будет интересно поговорить об Архетипах Петербурга, а именно, о памятнике скульптора Фальконе "Медный Всадник". 
Как известно, самым сложным для понимания является АРХЕТИП Змееборчества. 
МЕДНЫЙ ВСАДНИК на Сенатской площади Петербурга. Этот памятник с детства волнует мое воображение. Кто есть Петр? Богатырь-Змееборец? Или же все-таки конь Петра опирается на древнего Змея?

-- С моей точки зрения, этот архетип символизирует репрессивный механизм, заложенный в самой природе. Побежденный демонизируется, победа провозглашается как естественное положение вещей, исходя из закона борьбы добра со злом. При этом, конечно же, никто не задумывается, что, если бы победила другая сторона, было бы тоже самое, и даже те же символы. Вот кто, по-вашему, зло - асуры или дэвы? Для Зороастрийцев Асуры это боги, а дэвы демоны, а для индуистов - в точности наоборот. Ну, не говоря о разных христианских фундаменталистах, которым и то, и то демоны ))) То есть как только на поверхность всплывает архетип змееборца, мы можем констатировать, что в ход начинает идти очередная репрессивная машина, неважно, говорим ли мы в масштабах культуры, где тень Змея оказывается отброшена на некую маргинализируемую группу, либо в масштабах отдельно взятой личности, где репрессии подвергаются самые разные аспекты этой личности, вытесненные в бессознательное. 
Чтобы прояснить свою мысль, я хочу привести потрясший меня сон одного из самых глубоких германских философов двадцатого века Эрнста Юнгера: 
Наводнение. Я в каком-то загородном обществе девятнадцатого века, среди людей, собравшихся из-за окружающей их тины на поваленных дубах. Тут же масса змей, устремившихся к сухим островкам. Мужчины избивают животных, высоко зашвыривают их так, что часть их растерзанных, но все еще кусающихся, падает обратно в толпу. Отсюда паника. Люди валятся в грязь. На меня тоже упал такой еще живой труп и укусил. При этом мысль: оставь негодяи животных в покое, мы были бы в безопасности" (Эрнст Юнгер "Излучения") конец цитаты. 
Сон - прямое пророчество. Нацисткая германия была охвачена отождествлением со светлым героем, Зигфридом, белокурой бестией. Но это отождествление автоматически подразумевает "змея", роль которого была отведена другим народам. И что мы видим? Змеи падают на людей, которые находятся в хаосе (наводнение), но если бы змей не убивали, они бы просто проползли мимо, но архетип змееборчества включается и вызывает культурную катастрофу. 
В нашей постмодернисткой реальности нужно уходить от категорических императивов змееборческого диурна. Потому что здесь всегда подспудно скользит репрессия и подавление. 

Теперь про Медного всадника. 

 


 

Эстетически он безупречен. Конечно, расчет опор выполнен настолько филигранно, что до сих пор захватывает дух, глядя, какая масса оказывается фиксирована на столь малой точке опоры. 
Но если говорить про архетипику, то у меня рождается другая фантазия. 
Мне кажется, что это фатальный проигрыш для обоих. Змея жалит коня, а конь раздавливает ногой змею, но сам точно взвивается от резкой острой боли. Кажется, вот-вот и обезумевший от яда конь начнет сбрасывать седока. 
Мне кажется, это прекрасная метафора хтонизма русского коллективного бессознательного. Россия успешно подавляет, репрессирует бессознательное, но в какой-то момент оно вырывается и мстит в самых неожиданных формах. Такой была, например, октябрьская революция. 
Наверно, наша беда в том, что мы все еще не смогли интегрировать полюса, осознать относительность градаций. Цивилизованный мир пытается уйти от героических мифов к драматическим, интегральным, а Россия все так же, как ужаленный конь, топчет укусившую ее змею. Это замкнутый круг, двойная петля, ловушка, из которой нет выхода. 
 

--Олег ,как известно, есть колода "Таро Праги". Но нет пока еще, к сожалению, колоды "Таро Петербурга".

Но как-то, волей-неволей во время своей экскурсии, говоря об Архетипах Петербурга, я достаю из сумки колоду "Таро Тота". Памятник Павлу Первому во дворе Михайловского замка - для меня это мощно проявленный Старший Аркан Иерофант.

 

Афина Паллада на куполе Академии художеств - это X Аркан, Колесо Фортуны.  Сфинкс  восседает на колесе Фортуна. Гордый. Молчаливый. И таинственный. Он на абсолютной высоте. Его меч -это Символ отточенного интеллекта. Сфинкс - это Воля и Разум. 
Да, Архетип Колеса Фортуны мощно проявлен на Университетской набережной. Ибо многие Великие Геометры Петербурга, скульпторы учились в Академии. А главные инструменты Великого Геометра - это молот и резец. Резец - это символ отточенного интеллекта. А молот - это Воля. Сфинкс-это Воля и Разум. Да, надо ведать, что творишь. 

 

Права ли я? Интересно узнать мнение Мастера. Да и, скажу честно, Таро Тота я познаю по вашим книгам, и ученик ваш, Тимофей Смирнов, дает мне консультации. Но пока не могу назвать себя Тарологом. 

 

--Арканы Таро - это универсальная архетипическая структура, которая может быть наложена практически на что угодно. При достаточно глубоком знании Петербурга и знании арканов Таро вы без труда найдете соответствия. И я рад что некоторые соответствия вы уже нашли. Здесь вопрос именно в глубинном погружении в аркан.

Олег ,а Медный Всадник Фальконе - это какой из Старших Арканов Таро? Я предполагаю, что это IV Аркан, Император. Права ли я?

--Визуально Медный Всадник ближе всего к Королю Жезлов из фигурного аркана. Обратите внимания - вставшая на дыбы лошадь, твердый взгляд управителя. Совпадение почти идеальное. 


 

Если же привязываться к старшим арканам, то Император - это совершенно потрясающая скульптура в Петергофском  дворце. Император на Троне.

Что же до Медного Всадника, то это будет скорей Колесничий. Ведь именно Колесничий символизирует динамическое действующее эго, успех который неизбежно порождает инфляцию.

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ.

Всем ,кто хочет Стать Мастером Таро Тота, рекомедую для чтения книгу Алистера Кроули "Таро Тота " ,и книгу Олега Телемского "Таро для всех и для никого".

https://www.castalia.ru/magazin/product/view/3/138.html

Кроули Великий Маг.

Это не грубая лесть .На самом деле так думаю--

Телемский в цепочке своих реинкарнаций вполне мог быть Алистером Кроули. 

 

Беседовала Марина Шепеленко.