Контакты

Сфинкс Петербурга

Телефон

+7 965 779-27-94

Эл. почта sfinkspeterburga2@yandex.ru

ПОЭТИКА ПЕТЕРБУРГА.

 

 Петербург -это город-выдох .Петр выложился в нем цельно и разом.

Петербург создавался вдохновенно . И это было поэтическое вдохновенье .

Какова его природа?

Нетварная энергия Бога здесь трансформирует в творческий порыв .

Поэт входит в синергию с Богом. Петру это удавалось.

Отсюда ощущение божественности Петербурга .

Высоко он вознесся !

Но что мы видим с надмирных высот?

Инфернальная бездна разверстывается над Петербургом.

Угроза обрыва ощущается здесь перманентно.

Не будем отождествлять эпилепсию с одержанием .

Но болезнь Петра вносила возмущения в его рационалистические замыслы .

И ангельское и бесовское : соединились в Петербурге.

Главным тропом в поэтике города является оксюморон.

ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ И ПЕТЕРБУРГ .

У " Черного квадрата " К. Малевича глубокий генезис .

Он воплощает тот же Архетип ,который предполагалось заложить в основу Петербурга —-Ж.Б. Леблону план города виделся как овал ,разбитый на квадраты системой каналов .

Торжество регулярности !

Если Петербург —поэма ,то его строфика -четкость кварталов .

Шут Балакирев говорил Петру :

С одной стороны -море ,

С другой -горе С третьей мох,

С четвертой ох.

Симметрия квадрата проступает в этих строках.

Но как в " Черном квадрате " Малевича чувствуются незримые турбулентности ,так и в квадратах Петербурга —будь то кварталы или дворы -колодцы —ощущаются некие крутни.

Смотрите среди линейной застройки вдруг выявились и захватили наши души —-омутные воронки . Не это ли гештальт Петербурга ?

В рамках рационального квадрата иррациональное завихрение:оно пробурливает асфальт и ввинчивается в хнотические слои,давая выход оттуда темным эманациям.

На регулярное накладывается иррегулярное . Рациональное пересекается иррациональным

3.Стройность для Пушкина эстетическая категория .

Он применяет ее и по отношению к архитектуре Петербурга , и организации войска ,и к собственной поэтике :

Как весело стихи свои вести

Под цифрами ,в порядке ,строй ,за строем ...

Но поэту свойственна и антитеза нестройности :

Я забывался бы в бреду Нестройных,чудных грез.

В Петербурге много стройности .

Порой в ней чудится что-то директивное: петербургский текст читается как приказ--строгий и непреложный . Проспекты ,будто указки,шпили —-словно жезлы . Нам велят утверждать порядок . Но почему мы норовим ослушаться?

Как ни выпрямляй речку Кривушу ,а она не дается , противится .

Петербург посвящен Аполлону .

Но Дионис успешно конкурирует с ним .

Всмотритесь в решетку Казанского собора —А. Воронихин в ней выразил двойственность петербургского Олимпа : аполлоническое Солнце здесь окружено здесь дионисийской растительностью —-она витальна, порывна .

Симметрии покоя,она предпочитает асимметрию роста .

А неподалеку здесь находится рещетка А. Парланда —дионисийский импульс утвердился в ней окончательно..

Ratio Петербурга поколеблено еще раз. И ведь как сильно . Вакханалия линий модерна —на фоне классической геометрии ; такие контрастные сочетания характерны для поэтики Петербурга