Контакты

Сфинкс Петербурга

Телефон

+7 965 779-27-94

Эл. почта sfinkspeterburga2@yandex.ru

Статья Андрея Фарутина "На "Пелагее" в Гиперборею"

С легкой руки Геродота
Когда руководитель программ  турфирмы "Врата в Гиперборею"
Марина Шепеленко предложила принять участие в экспедиции по местам Онежского озера, 
условно относимым к гиперборейскому прошлому Карелии, я без колебаний согласился.

Наконец-то, подумалось, у нас тоже, как в других 
продвинутых регионах, стали появляться своеобразные 
туристские продукты, ориентированные не просто на всем
известные достопримечательности края, но и на его еще
мало знакомые особенности, способные зацепить внимание 
достаточно многочисленной категории путешественников,
увлеченных романтикой дикой природы и древней истории, 
не пугающихся обычных походных трудностей.
О поисках в северо-западных областях России легендарной 
Гипербореи, особенно активизировавшихся по инициативе доктора 
философских наук Валерия Демина, я кое-что читал.
Деминская гипотеза основана на сведениях, почерпнутых из античных мифов Древней Греции 
и обобщенных в реалии утверждений самим отцом истории Геродотом, жившим в V веке до 
нашей эры. Сводятся эти утверждения к тому, что в северных широтах, за некими высокими
Гиперборейскими горами (Борей у греков - северный ветер), есть удивительная страна, где 
по полгода не заходит солнце. Там жили сильные, талантливые, счастливые люди, не знавшие
ни нужды, ни войн, ни болезней. Наследниками ее великих знаний стали боги-близнецы Аполлон 
и Артемида, рожденные от Зевса и гиперборейской титаниды Лето. Именно здесь, на краю 
Ойкумены, герой Персей сразил Медузу Горгону, а могучий Геракл освободил от цепей 
прикованного к скалам Прометея, вопреки воле богов открывшего людям тайны движения 
небесных светил, подарившего им огонь, научившего земледелию, плаванию под парусами 
и даже искусству сложения букв.

   Ссылаясь на авторитет античных историков и писателей, на 
средневековые карты Герхарда Меркатора и выводы современных 
климатологов о том, что на некогда существовавшем в районе
Северного Ледовитого океана континенте царил мягкий, почти 
средиземноморский климат, энтузиасты гиперборейской теории 
склонны считать Гиперборею прародиной человечества, а ее жителей
- праотцами всех народов, которые разошлись с севера в разные 
концы света в период связанного со сменой земной оси резкого 
похолодания и наступления последнего ледника. Иные из них 
относят существование в Северной Европе древней цивилизации 
даже не на 40 тысяч, но на 400 тысяч лет в прошлое. 
Если докажут- флаг им в руки!
Однако мы не будем сейчас заглядывать в такие глубины. Пока примем на веру лишь то, что в 
период таяния ледника на этих ставших суровыми землях еще до расцвета египетских царств и
античной Греции действительно поселились древние люди, оставившие о себе материальную 
память. Утром 15 августа небольшой теплоходик <Пелагея> с двумя десятками членов нашей
экспедиции на борту отправился по адресам их стоянок.
Проспект Журавлева в Пегреме
Первой остановкой стала заонежская Пегрема, прославившаяся на весь мир археологическим 
открытием карельского ученого Анатолия Журавлева. Жаль, что его самого на месте не 
оказалось, хотя летние сезоны он обычно проводит возле своих раскопок, о чем свидетельствовал
его немудреный походный домик на самом берегу залива. Вдоль побережья стояли также
заботливо обустроенные стоянки для туристов, а на деревьях по лесным тропинкам висели 
отметки археологических секторов и указатели, ведущие к смотровым площадкам. На 
расширившейся тропе среди светлого сосняка особое внимание привлекли таблички с 
надписями <Проспект Журавлева>.
- Наш Анатолий Павлович - большой выдумщик, - комментировал экскурсию сопровождавший 
нас в качестве эксперта доктор философских наук Юрий Линник. - Он и ученый мирового класса, 
и поэт, и скоморох, и в чем-то сам шаман: Его находки на <поляне идолов> я буду 
характеризовать именно с точки зрения журавлевского видения. А вы уж сами постарайтесь 
включить свою параидолию, то есть способность внести смысл в те каменные образы, которые
оставили здесь протосаамы.
Оказалось, что обнаружить уникальное саамское святилище помог Журавлеву, еще прежде
искавшему в Пегреме следы древнего человека, локальный лесной пожар в конце 1980-х годов.
Огонь выжег осложнявший поиски подрост и высокий травник, обнажил скопление разбросанных
на значительной площади валунов разной формы и словно специально остановился на границах
сакральной территории, чтобы точнее ее очертить.
Внимательно осматривая валуны, явно занесенные сюда ледником, а потому расположившиеся 
в направлении его движения с северо-запада на юго-восток, археолог разглядел в них знаковые 
фигуры, похоже усиленные в деталях дополнительной обработкой. После начатых раскопок 
догадка подтвердилась: под снятым слоем земли вокруг центральных композиций обозначились 
цепочки камней-оберегов, а внутри этих кругов выявились остатки красной охры, применявшейся 
древними шаманами в ритуальных целях. Они символизировали или жертвенную кровь, или огонь 
очага, с которым непременно отправляли в иной мир усопших сородичей. Ритуально-культовый
характер комплекса подтвердили также другие находки - кремниевые и сланцевые орудия, 
фрагменты асбестовой керамики, бытовавшей в эпоху позднего энеолита, на грани между каменным 
и бронзовым веком.
Особо удивительными показались Анатолию Журавлеву четко выраженные зооморфные формы
некоторых каменных памятников. В одном он разглядел черепаху, в другом - лягушку, в третьем - 
утку. По оценкам Юрия Линника, эти образы имеют важное значение в мифологии древних саамов, 
связывая средний мир, в котором обитает человек, с нижним миром, куда уходят мертвые, и с 
верхним миром, где живут боги. Входившие в транс шаманы общались у этих идолов с духами иных
миров.
В остальных камнях угадывались присущие периоду матриархата формы женских грудей, женского 
лона, даже признаки лица древнего человека... А другое рукотворное сооружение наш эксперт 
определил как одну из первых на планете медеплавильных печей. Но добавил, что, сделав тогда 
революционный шаг в бронзовый век, первонасельники здешних мест отказались потом от открытых
методов плавки, чтобы не возмущать обожествлявшиеся ими силы природы.
Линник под звездами Кижей
К причалу острова Кижи <Пелагея> пришвартовалась уже на излете заката. Мне впервые довелось
участвовать в экскурсии по кижскому архитектурному ансамблю под ночными звездами, что 
придавало особую поэтичность силуэтам сказочных храмов и других уникальных деревянных 
построек.
Вдохновенная лекция замечательного поэта и глубокого философа Юрия Линника о знаменитой 
Преображенской церкви вполне соответствовала той звездной обстановке. Конечно, напрямую 
связать памятники деревянного зодчества Русского Севера с гиперборейским прошлым вряд ли 
возможно. Хотя две детали на такую связь все-таки намекают. Во-первых, построен православный 
храм на острове игрищ тоже на месте былого языческого капища саамов. Во-вторых, его 
изумительная архитектура, в которой иногда усматривают параллели с деталями индийских пагод, 
абсолютно оригинальна, можно сказать, первична. По гиперборейской логике, это как раз Индия 
пользуется богатым наследием северной прародины.
Впрочем, Преображенка - это уже воплощение великих идей христианства, сущностных архетипов, 
имеющихся в каждой культуре. Коротко перечислим вслед за Линником эти важнейшие архетипы и
формы их выражения в главном кижском соборе.
Первое. Храм есть модель мироздания. На земле небесная сфера проецируется кругом. 
Приближение к кругу - традиционный восьмерик русского зодчества - повторен в Преображенском 
соборе трижды. Архетип мирового круга содержит в себе всю полноту мира, его целостность и 
самодостаточность, а трехкратное усиление идеи подчеркивает ее гениальную реализацию.
Второе. Архетип пирамиды подчеркнут вырастанием друг из друга трех ярусов и усилен сделанными
к четырем стенкам прирубами, имеющими форму поднимающихся к небу лестниц, что создает 
потрясающую духоподъемную тягу.
Третье. Те же четыре прируба в проекции сверху создают символ креста, а выпуклые главки, бочки
и кубоватые рамы так отражают солнечные лучи (особенно утром и на закате), что храм выглядит 
пламенеющим, передавая горение восходящего ввысь духа.
Четвертое. Все детали постройки выражают древнюю идею мирового древа или мировой горы, что 
имеет и северные, читай, гиперборейские, корни.
Плюс ко всему в сочетании с зимней Покровской церковью и шатровой колокольней Преображенка 
составляет так называемый ансамбль-тройник, являя архитектурное воплощение иконы Святой 
Троицы.
Философское понимание Юрием Линником сущности Святой Троицы можно полнее уяснить из его 
сочинений, а нас еще поразило глубокое знание поэтом карты звездного неба. Уже на теплоходе он
запросто показывал нам очертания далеких созвездий - Плеяды, Рака, Овна, Персея, Водолея: 
Будто откликаясь на замысел экспедиции, Персей Гиперборейский послал нам свой приветственный
знак, прочертивший небо дугой падающей звезды, и буквально следом вылетел пылающий метеор 
из соседнего покровительствующего России Водолея.
Не бес на скалах рисовал
Следующим утром выяснилось, что усилившаяся боковая волна может помешать <Пелагее> дойти 
до мыса Бесов Нос, который так мечтали увидеть туристы. В ожидании благо-приятного ветра судно
сначала прошло по Кижским шхерам до острова Малый Олений, где в 1930 годы археологи обнаружили
саамские могильники эпохи неолита. По их поводу между учеными возник спор. Одни считали, что
сюда везли хоронить своих усопших насельники ближнего Клименецкого острова. Другие 
придерживались версии, что обычно протосаамы отправляли мертвых в темную западную страну, а
значит, скорее всего, сопровождали их аж с Шальского побережья Онего-озера, именно оттуда, где
петроглифами Бесова Носа и других мысов помечены траурные залы прощания с соплеменниками.
Подчеркнем лишний раз: датировка петро-глифов четко привязывается к эпохе неолита - от конца V до
начала III тысячелетия до н.э. Сопоставим этот отрезок с важными событиями мировой истории тех 
времен. Лишь двумя тысячелетиями ранее обозначились признаки возделывания риса в Китае и
возникло земледелие в регионе Эгейского моря, еще чуть раньше в Иране был построен первый на 
Земле город Гандж-Даре, а затем и первая крепость Иерихон на Ближнем Востоке. Параллельно с 
развитием наскального творчества северных художников только стали расселяться по Евразии 
индоевропейские племена, шумеры начали осваивать Месопотамию, появились первые 
земледельческие поселения в Египте, а затем в Юго-Восточной Азии: Так ли, право же, далеки от 
реальности заявленные гиперборейские мотивы?
Особенно если принять, что саамы в то время возвращались на свою прародину, прежде занятую
ледниковым накатом, и уже хранили некие древние знания, в частности, отразившиеся в наскальных
рисунках. В этом мы убедились на Бесовом Носу, когда погода все-таки позволила <Пелагее> 
пробиться к сакральному мысу.

На полируемых волнами гранитных плитах мы воочию увидели
известные по научным описаниям сюжеты: длинношеих лебедей 
(не с их ли упряжкой Аполлон частенько прилетал сюда из Греции?), 
лодку с гребцами, выдру и большую рыбу, первоначальное яйцо и 
рогатого лося, а в первую очередь, разумеется, центральную 
фигуру мифического <беса>, расчлененного по вертикали глубокой
естественной трещиной и перебитого по левой руке более поздним 
православным крестом: Впрочем, вовсе не бесов и не бесы рисовали 
на этих скалах. Так наши предки оставили нам кодировку своего 
понимания мироздания, чем заслужили благодарную память.


Андрей ФАРУТИН

Настоящая статья опубликована в газете "Карелия" в N 93 (1961) за 25 августа 2009 года.
(Ссылка в интернете).Туристическая фирма Врата в Гиперборею"принимает заявки от корпоративных групп  в туры по Таинственным местам

Онежского озера.Можем разработать для вас индивидуальную программу