Дельвиль Жан. Школа Платона. 1898. Париж. Музей Орсэ

Жан Дельвиль /Jean Delville (1867-1953) - бельгийский поэт, писатель, художник-символист, оккультист и теософ. Длительное время творчество Дельвиля было забыто, но в наши дни ему возвращено внимание искусствоведов и интерес любителей живописи. Согласно данным Википедии, его идеалистические и эзотерические работы рассказывают зрителю о временах тайных страстей и запретных чувственных удовольствий; это поэзия, рассказывающая о колдовской атмосфере, в которой созревают порывы мятущейся человеческой души.

***

В 1895 году он выигрывает гранд на написание для Сорбонны полотна на тему "Школа Платона". Художник уезжает в Италию и спустя три года завершает работу над картиной.

Жан Дельвиль представил данное событие на лоне природы в виде центрально сидящего Платона, беседующего с двенадцатью учениками, окружающими учителя…

Характерно, что картины Дельвиля основаны на идеях, выражающих философские идеалы, относящиеся к алхимическим и эзотерическим традициям. В начале его карьеры, эта эзотерическая тема появилась под влиянием работ Элифаса Леви, Эдуарда Шюре, Сент-Ив д'Альвейдра, а затем и теософских трудов Елены Блаватской и Анни Безант. 

Главное литературное произведение, созданное Дельвилем «Dialogue entre nous. Argumentation kabbalistique, occultiste, idealiste» (Диалог между нами. Аргументация каббалиста, оккультиста, идеалиста, 1895), посвящено пропаганде идей мистики и оккультизма. В 1892 году Дельвиль организует вместе с символистами Эмилем Фабри и Ксавье Меллери художественную группу Cercle pour l’Art (Круг чистого искусства). В 1887/88 он знакомится в Париже с известным оккультистом Пеладаном и сотрудничает с ним вплоть до 1895 года. В 1892 году, под влиянием Пеладана, Дельвилль создаёт Салон идеалистического искусства. Между 1892 и 1895 устраивает свои выставки в пеладановском Салоне Роза+Крест. В конце 1890-х годов он вступает, а в 1910 году становится секретарём Теософического общества Адьяр. 

Дельвиль был ведущим представителем бельгийского идеалистического движения в искусстве в 1890-х годах. Он был убежден, что искусство должно быть выражением высшей духовной истины и что оно должно быть основано на принципе идеалов и духовной красоты. Он написал много картин с 1887 года до конца Второй мировой войны (многие сейчас утрачены или уничтожены), выражающих эту эстетику идеализма. 

Основной темой его картин, особенно в начале карьеры, является инициация и преображение внутреннего мира, души к высшей духовной цели. В особенности, это темы символизирующие идеальную любовь, смерть и преображение, а также изображение посвященных («несущих свет») и отношения между материальным и метафизическим. Его картины и рисунки передают фантазии, возникавшие от наблюдения за образами, созданным самой природой. Также он обладал даром чувствовать цвет, композицию и владел знанием человеческой анатомии. 

Его работы — порождение духовного мира, где красота притягиваема мистической бездной, — как, например, в «Сокровищах Сатаны». Сатана предстает в образе танцовщика, озаренного ореолом пышной рыжей шевелюры и летящего в балетном прыжке над переплетенными телами сирен, плывущих в истоме по воле волн. Творения Дельвиля завораживают фантастическим — на грани магии — символизмом. 

Длительное время творчество Дельвиля было забыто, но в наши дни ему возвращено внимание искусствоведов и интерес любителей живописи. Его идеалистические и эзотерические работы рассказывают зрителю о временах тайных страстей и запретных чувственных удовольствий; это поэзия, рассказывающая о колдовской атмосфере, в которой созревают порывы мятущейся человеческой души. 

Несмотря на то, что Дельвиль часто писал о своих идеях, он почти никогда не обсуждал свои картины. Он оставил возможность интерпретации зрителю, благодаря чему, его лучшие произведения окутаны атмосферой таинственности и интриги. 

Идеалистическая концепция Дальвиля, изложенная в книге «Миссия искусства» - это синкретическая формулировка традиционного идеалистического учения (в традиции Платона, Шопенгауэра и Гегеля) и современной эзотерической философии. Таким образом, Дельвиль считает, что искусство - это выражение идеала (или духовного) в материальной форме и основано на принципе Идеальной Красоты, иными словами красоты, которая является проявлением Идеального, или духовной сферы в физических объектах. Созерцание объектов, которые проявляются идеальной красотой позволяет нам прикоснуться к духовному миру, преображая нас в итоге. Дельвиль делит свое понимание красоты на три категории: 1) Духовная красота: источник красоты в физических объектах, 2) Формальная красота: физическое выражение красоты в произведениях искусства, и 3) Техническая красота: определенное исполнение линии, цвета, света, тени, и композиции для изображения Идеальной Красоты в физических объектах и произведениях искусства. Дельвиль идет дальше в своей концепции красоты, совмещая ее со своей эзотерической концепцией реальности, состоящей из природного, человеческой и божественной сфер, а также человеческой природы, состоящей из тела (чувства), души (эмоции) и ума (мысли и духовность). 

Дельвиль был энергичным художественным предпринимателем, создав несколько влиятельных художественных выставочных обществ, в том числе «За искусство» и Салон идеалистического искусства в 1890 г и позднее Общество монументального искусства в 1920 году, которое было ответственно за оформление общественных зданий, включая мозаику полукруга в Парке пятидесятилетия в Брюсселе. Он также основал успешный художественный кооператив, который обеспечил доступные художественные материалы для художников в то время.